Легендарный канадский хоккеист Уэйн Гретцки любил объяснять свои таланты просто: «Я качусь туда, где шайба окажется через несколько секунд». Открывая пресс-конференцию, посвященную запуску бренда «Билайн Бизнес», генеральный директор компании «ВымпелКом» Александр Изосимов не случайно вспомнил слова прославленного хоккеиста. Ведь в переводе на язык бизнеса его фраза могла бы означать примерно следующее: «Успех сопутствует тем компаниям, которые умеют предвидеть тенденции рынка и выбирают кратчайший путь им навстречу».
2 сентября «ВымпелКом» объявил об официальном выводе из обращения торговых марок «Голден Телеком» и «Корбина Телеком», приобретенных вместе с одноименными операторами фиксированной связи, и рождении в семействе «Билайн» нового бренда, ориентированного на корпоративных клиентов. На первый взгляд это событие может показаться очередной вспышкой затянувшейся на отечественном рынке телекоммуникаций игры в ребрендинг, но на самом деле за ним кроется нечто большее.
Прошло уже 7,5 месяца с момента окончания сделки по поглощению «ВымпелКомом» холдинга «Голден Телеком». Как заявил Изосимов, на сегодняшний день единая компания развивается по графику и даже с опережением графика, что уже надо расценивать как несомненный успех, ведь большинство крупных сделок по слиянию/поглощению на мировом телекоммуникационным рынке оказывались не очень удачными. Завершена интеграция необходимых элементов технической и организационной структуры мобильного и фиксированного операторов связи; объединены их клиентские базы; оптимальным образом перемаршрутизирован межоператорский трафик (в частности, МГМН-трафик абонентов «ВымпелКома» из/в сети «Ростелекома» и МТТ перенаправлен по каналам, принадлежавшим раньше «Голден Телекому», с одновременным расширением их пропускной способности); начались первые кросс-продажи конвергированных сервисов корпоративным клиентам.
Бывший глава «Голден Телекома», а ныне управляющий директор «ВымпелКома» в России Жан-Пьер Вандромм заметил, что в портфеле объединенного оператора содержатся все услуги, которые могут потребоваться предприятиям и частным лицам, — от традиционной телефонии (проводной и беспроводной) до IP-VPN и широкополосного мобильного Internet-доступа. В общей сложности образованный операторский конгломерат на территории девяти стран обслуживает около 130 тыс. корпоративных клиентов. В сегменте крупных бизнес-пользователей пересечение клиентской базы «Билайна» и «Голден Телекома» составляло 50%, причем ARPU каждого из них превышал 2000 долл. Теперь синергетический эффект от слияния активов должен проявиться в том, что «Билайн» сможет предлагать весь спектр существующих сервисов по более выгодным расценкам и с улучшенным качеством. И хотя первые лица единой компании говорили о развитии кросс-продаж для корпоративного сектора (путем задействования всей дистрибьюторской сети «Билайна»), понятно, что в этой сфере наиболее востребованными еще долго останутся методики и опыт клиентской службы «упраздненного» фиксированного оператора. Логично, что должность вице-президента по развитию корпоративного бизнеса «ВымпелКома» досталась Андрею Патоке, который прежде работал вице-президентом «Голден Телекома».
Разумеется, на пресс-конференции прозвучал вопрос и об итогах многолетнего сотрудничества «ВымпелКома» и «Голден Телекома», связанного с продвижением сервисов FMC. Вандромм пояснил, что до фактического объединения компаний эти услуги не были технически интегрированы между собой. Все преимущества сводились только к получению клиентами единого счета, который, по сути, был арифметической суммой счетов за потребляемые услуги. Поэтому говорить о каком-либо коммерческом успехе на поле FMC в прежние годы не приходилось.
Другое дело — сейчас. Жан-Пьер Вандромм заверил, что «Билайн» полностью готов к предоставлению настоящих конвергированных услуг, причем на них уже подписались первые российские клиенты. «Поиск продуктов для объединения возможностей обеих компаний будет продолжаться постоянно», — пообещал Изосимов.