Если ваши усилия по продвижению на предприятии идей Web 2.0 не увенчались успехом, не стоит винить во всем «заскорузлых консерваторов». Молодые сотрудники быстрее внедряют новые технологии на своих рабочих местах, но противопоставление молодых и старых — всего лишь расхожий миф. К такому мнению пришли участники недавней конференции Enterprise 2.0.
«Некоторые утверждают, что без опоры на молодежь предприятия ничего здесь не добьются, — заметил вице-президент ассоциации AIIM по вопросам исследования рынка Карл Фраппаоло. — Но наш опрос выявил иное».
Фраппаоло и его коллега из AIIM, Дэн Кельдсен, познакомил участников конференции с результатами анкетирования, в котором принимали участие работники всех возрастов, представляющие самые разные отрасли. В общей сложности организаторы исследования опросили 441 человека. Результаты исследования изложены в 90-страничном отчете Enterprise 2.0: Agile, Emergent & Integrated («Enterprise 2.0: динамичность, развитие и интеграция»).
Как обнаружилось, сотрудники старше 51 года готовы опираться на технологии Web 2.0 в своей профессиональной деятельности так же охотно, как и их молодые коллеги. Вероятно, это объясняется тем, что в руководстве преобладают люди старшего возраста. Около 56% из тех, кому уже исполнился 51 год, считают себя сторонниками направления Enterprise 2.0, в то время как среди «поколения нового тысячелетия» (возрастная категория от 25 до 35 лет) таковых насчитывается только 45%. Что же касается людей в возрасте от 36 до 49 лет, сторонниками Enterprise 2.0 здесь себя называют 58%.
«Возрастная принадлежность оказывает определенное влияние на отношение людей к концепции Enterprise 2.0, — говорится в отчете AIIM. — Но эта зависимость не настолько сильна, как утверждают некоторые. В отличие от течения Web 2.0, которое носит ярко выраженную социальную направленность, концепция Enterprise 2.0 ориентирована на поддержку конкретных бизнес-задач. Таким образом, в ситуациях, где внедрение методов Enterprise 2.0 позволяет получить потенциальные преимущества, которые сулят общий успех организации, профессионалы, занимающие руководящие должности, выступают в поддержку соответствующих проектов».
То, что возраст в данном случае не имеет такого значения, как большинство привыкло считать, еще раз подчеркивают ответы на вопрос о важности внедрения концепции Enterprise 2.0 для общего успеха организации. Около 38% представителей старшего поколения полагают, что Web-технологии взаимодействия играют «существенную» роль в деле достижения бизнес-целей, в то время как среди их более молодых коллег такого мнения придерживается только 31%.
Вместе с тем никто из старшего поколения не считает переход к Enterprise 2.0 обязательным условием достижения успеха. Из числа людей молодого поколения о безусловной необходимости говорит лишь каждый десятый, а у представителей среднего возраста такую точку зрения разделяют лишь 6%.
Наиболее серьезные расхождения во мнениях, выявленные AIIM, не носят возрастной характер, а связаны с корпоративной культурой. Организации охотно переносят концепцию Web 2.0 внутрь корпоративных сетей, размещая соответствующие средства за межсетевым экраном. В этом случае все подчинено так называемым принципам «управления знаниями», которые предполагают совместный доступ к информации, наделение пользователей соответствующими полномочиями, распределенную выработку решений и открытое взаимодействие. Однако некоторые обращают внимание на технологии Web 2.0 по соображениям совсем другого рода. Среди руководителей нередко встречаются примерно такие заявления: «Я слышал, что wiki — это круто, давайте внедрим их и у себя».
«Такой подход вряд ли можно считать эффективным», — уверен Кельдсен.
Самое серьезное препятствие заключается в отсутствии нужного образования и понимания, причем недостаточно быстрые темпы прогресса, предлагаемого ИТ-вендорами, отрицательно отражаются на энтузиастах первой волны.
На конференции около десятка производителей продемонстрировали свои продукты, поддерживающие идеи Enterprise 2.0. Среди них были как крупные компании наподобие Microsoft и Oracle, так и начинающие коллективы со своими оригинальными разработками.
Основатель компании Socialtext Росс Мэйфилд проводил презентацию электронных таблиц SocialCalc, ориентированных на организацию взаимодействия.
«Обсуждение концепции Web 2.0 должно выходить за рамки используемых вами средств, — заявил Мэйфилд. — wiki, блоги, каналы новостей, социальные ссылки и коллажи (mashup) сами по себе достаточно хороши, но их необходимо интегрировать в бизнес-процессы, повышая тем самым производительность труда. Существуют различные способы эффективного применения подобных средств, но одного лишь их развертывания недостаточно. Нельзя просто делиться знаниями. Необходимо решать конкретные задачи. Поэтому давайте обсуждать пути решения этих задач и создания условий для получения конкурентных преимуществ».