На конференции SIGGRAPH корпорация Intel, как и обещала, представила дополнительные подробности об архитектуре своего графического процессора под кодовым названием Larrabee. Однако секретом останется один из важнейших параметров процессора — количество ядер.
По заявлению корпорации первые процессоры Larrabee появятся на рынке в 2009-м или 2010 году и будут содержать значительное число процессорных ядер архитектуры x86. Им будет обеспечена поддержка графических библиотек OpenGL и DirectX, что позволит запускать на процессоре современные игры и другие программы. Пригодится новый процессор и приложениям, требующим большой вычислительной мощности, — программам для финансовых и научных расчетов.
Историческая инвестиция
Larrabee является одним из элементов исследовательской программы Intel Tera-scale Computing. Компания утверждает, что это крупнейшее за всю ее историю вложение средств в технологические исследования. Говорит о многом, если вспомнить, что только за второй квартал текущего года Intel потратила на исследования 1,47 млрд долл. Больше всей выручки за тот же период ее основного конкурента, компании AMD, у которой эта цифра составляет 1,35 млрд долл.
Перед Larrabee корпорация Intel ставит задачу реализации полной поддержки функций обработки графики процессором архитектуры x86, заявил главный архитектор группы графических вычислений компании Intel Ларри Сейлер.
Шестью восемь
Хотя Intel не сообщает ни сколько именно ядер будет в первых процессорах Larrabee, ни других подробностей о продукте, журналистам была показана презентация, где рассказывалось, как возрастает производительность процессора при увеличении числа ядер от 8 до 48. Последняя цифра согласуется с предыдущими заявлениями руководителей компании о том, что Larrabee со временем будет иметь десятки отдельных процессорных ядер.
Конструкция ядер Larrabee основана на конструкции процессорного ядра Pentium с различными усовершенствованиями, в том числе векторного процессора с поддержкой длинных векторов, 64-битными расширениями, многопоточностью и упреждающей выборкой команд, сообщает Intel. Кроме того, в Larrabee будут выделенные сопроцессоры для работы с некоторыми графическими функциями, например с текстурами.
Массив процессорных ядер в Larrabee объединяет возможности параллельных вычислений графического процессора с архитектурой x86, что повышает производительность работы приложений и графики, пояснил Сейлер. Процессор сможет повысить скорость рендеринга, добавил он.
Для рендеринга изображений на графическом процессоре требуется выполнить множество шагов — растеризацию, затенение пикселов (pixel shading) и т. д., а Larrabee сводит их всего к трем шагам, рассказывает Сейлер.
Intel ищет поддержку
Все это звучит многообещающе, но для раскрытия всей мощи Larrabee необходима поддержка со стороны разработчиков программ. Поскольку вокруг архитектуры x86 наработаны большой технический опыт и программная база, то потенциальное число программистов на Larrabee достаточно велико, считает инженер-программист корпорации Intel Том Форсайт.
Но перенос программ, оптимизированных для Larrabee, на другие платформы, (например, на игровые приставки) может оказаться проблемой, признают представители Intel. В компании пытаются компенсировать этот недостаток поддержкой большего числа программных сред. Кроме того, к разработке средств параллельного программирования привлечены такие компании, как Apple и Microsoft.
Аналитики отмечают, что выпуск графического процессора Larrabee станет новой вехой борьбы Intel за этот сегмент полупроводникового рынка — до сих пор корпорация ориентировалась на продукцию nVidia и ATI (теперь — подразделение AMD).