Момент, которого в Китае ждали на протяжении долгих семи лет, наступил. 8 августа 2008 года состоялась официальная церемония открытия Олимпийских игр в Пекине.
Но, пожалуй, главное олимпийское соперничество связано все же не с этими 16 днями в августе, а с событиями 2000-го и 2001 года, когда Пекин состязался за право принимать игры со Стамбулом, Осакой, Торонто и Парижем. В конечном итоге Китай сумел одержать верх в этой борьбе. До церемонии открытия Олимпийских игр 2008 года оставалось 7 лет и 26 дней. Подобно выстрелу стартового пистолета, победа Пекина ознаменовала собой начало проекта построения грандиозной инфраструктуры, на которую возложена задача поддержки самого крупного и популярного спортивного события четырехлетия.
Одна из целей организаторов Олимпийских игр в Пекине заключается в том, чтобы превратить спортивный праздник в «Олимпиаду высоких технологий». По словам представителей оргкомитета Олимпиады, в данном событии найдут отражение последние технологические достижения национальных и международных исследовательских и инженерных организаций. Располагая общим бюджетом в 2 млрд долл., в оргкомитете планировали потратить 400 млн долл. на реализацию 449 научно-исследовательских и технических проектов.
Новые системы ориентированы на проведение крупного спортивного события, но вместе с тем они окажут немаловажное влияние и на жизнь города в целом — как правило, именно это является главным побудительным мотивом для организаторов Олимпийских игр. Что же достанется в наследство инфраструктуре Пекина после 16 дней основных соревнований и последующих Паралимпийских игр?
Для человека, занимающего подобную должность, Джереми Хор выглядит удивительно спокойным. Будучи уроженцем Австралии, главный координатор ИТ-систем Олимпиады 2008 года не принимал участия в организации игр в Сиднее, но затем его компания Atos Origin на протяжении полугода занималась подготовкой соревнований в Афинах, а в 2006 году приняла участие в координации зимних игр в Турине.
Управление проектом организации ИТ-систем Олимпиады — дело нелегкое.
«Пожалуй, самое сложное заключается в том, что сроки сдвинуть совершенно нереально, — заметил Хор. — В любом другом проекте в случае острой необходимости вы можете позволить себе задержку, даже если это не лучшим образом скажется на проекте в целом».
Масштабы Олимпиады трудно сравнить с каким-либо другим событием. Скажем, чемпионат мира по футболу продолжается несколько дольше и охватывает больше городов, но в его 64 матчах принимают участие гораздо меньше спортсменов. Все здесь подчинено только одному виду спорта, для контроля за игровым временем достаточно только одних часов, и к обработке данных предъявляются гораздо менее высокие требования.
В отличие от этого летние Олимпийские игры объединяют 302 соревнования в 28 различных видах спорта. Они проводятся в семи городах — от Шеньяна на севере до Гонконга на юге. Для участия в играх аккредитовано 200 тыс. спортсменов, членов делегаций, представителей средств массовой информации и прочих лиц. В период проведения соревнований ежедневно обрабатывается более миллиона страниц информации.
Следует помнить и о других ограничениях (например, на использование оборудования и услуг), с которыми приходится сталкиваться участникам проекта. «С учетом обязательств перед спонсорами и партнерами выбор у нас был невелик, — пояснил Хор. — Отношения приходится поддерживать с уполномоченными компаниями, в данном случае с China Netcom, China Mobile и Lenovo. Впрочем, вряд ли это стоит считать серьезным препятствием. Даже интересно, если учесть, что мы работаем с таким большим числом партнеров и спонсоров». Кроме того, в отличие от обычной корпоративной практики, все переговоры с поставщиками вел оргкомитет BOCOG, а не Atos Origin.
Планирование проведения Олимпийских игр началось в 2003 году с составления генерального плана развертывания ИТ-систем. 40-50% методики планирования перекочевывает от одной Олимпиады к другой, адаптируясь к местным условиям. В 2004 году команда Хора приступила к проектированию полностью зарезервированных ИТ-систем. В следующем году разработчики сконцентрировались на построении систем и их тестировании, а в 2006-м, в соответствии с требованиями Олимпийского комитета, начались двухлетние испытания.
Подобно спортсменам, которые на протяжении нескольких лет готовились к играм, сотрудники ИТ-службы снова и снова тестировали свои системы. Общее число проведенных испытаний достигло 200 тыс. В Atos выделили 100 человек, которые ничем иным, кроме тестирования, не занимались. Некоторые системы (предназначенные, например, для управления размещением спортсменов, их семей и обслуживающего персонала) требовалось ввести в эксплуатацию за три года до начала игр, а обслуживающую систему — за два года до старта.
В преддверии Олимпиады все системы и места проведения соревнований подверглись серьезным испытаниям. Как правило, это делалось путем проведения национальных или мировых чемпионатов, которые обеспечивали нужную обстановку для проверки работы всех механизмов и их операторов. Представители международных федераций, занимающихся соответствующими видами спорта, должны были поставить свои подписи под актами с результатами тестирования.
В Atos Origin провели также две полномасштабные трехдневные репетиции, в ходе которых была смоделирована работа всех систем и опробовано около 700 сценариев для проверки реакции систем и технического персонала. В сценариях отрабатывались вопросы, как связанные с ИТ (например, нарушения системы безопасности или пожар на подстанции), так и не имеющие к этому отношения (массовые пищевые отравления персонала или неспособность гостей игр добраться до места своего размещения). Первый этап испытаний, завершившийся в апреле, прошел успешно. Вторая репетиция состоялась в середине июня.
Две основные подсистемы ИТ-инфраструктуры Олимпиады разработаны специалистами самой Atos Origin. Подсистема Games Management System (GMS) управляет планированием и обслуживанием игр, включая подбор персонала, размещение, организацию переездов и медицинского обслуживания. В состав подсистемы Information Diffusion Systems (IDS) входят информационные табло компании Omega, на которых отображаются время и счет. Первую версию системы в Atos представили еще на играх 1992 года в Барселоне. Для Олимпиады в Пекине была разработана подсистема GMS, написанная на Java и включающая в свой состав компоненты с открытым кодом, в том числе сервер приложений JBoss и Web-сервер Apache Tomcat.
Для журналистов на платформе Java подготовлена система Commentator Information System (CIS), построенная на основе сенсорных экранов и позволяющая комментаторам получать мгновенный доступ к информации о результатах соревнований и биографиям атлетов. Опираясь на эти сведения, репортеры могут оперативно сообщать о происходящем аудитории, охватывающей самые разные страны. В состав подсистемы IDS включен также официальный сайт Олимпиады, управление которым осуществляет компания Sohu.com, и компоненты доставки информации журналистам и представителям спортивных федераций. В CIS появился дополнительный компонент Remote CIS, который позволяет сотрудникам новостных агентств осуществлять удаленный доступ к системе из других стран.
При проектировании обеих подсистем очень важно было создать мощное, надежное и устойчивое ядро. Основной выбор пал на платформу Unix.
«В Пекине мы не используем Linux, — сообщил Хор. — Возможно, ставка на эту операционную систему будет сделана в перспективе, но пока она осталась за бортом. Решение принималось исходя из того, что считалось лучшим на текущий момент четыре-пять лет тому назад. По этой же причине в олимпийских системах не появится Windows Vista, хотя XP будет присутствовать на многих настольных компьютерах».
Компания Lenovo поставила организаторам 10 тыс. компьютеров — настольные системы KTS 660, а также ноутбуки Thinkpad T60 и E680. Кроме того, при проведении игр задействованы 5 тыс. терминалов для отображения результатов, поровну распределенные между CIS и олимпийской intranet-сетью. Организаторы закупили 4 тыс. принтеров и тысячу серверов, среди которых представлены модели R520, G4Y, R630 и R650.
Все ИТ-системы сосредоточены в центре DHQ (Digital Headquarters). Темно-серое здание расположено в северо-западной части Олимпийского парка. Из его окон открывается вид на комплекс Water Cube, где пройдут соревнования по плаванию, и уже ставшее знаменитым «Птичье гнездо» — главный стадион Олимпийских игр.
Помимо настольных систем, в комплексе DHQ размещен центр обработки данных площадью 300 квадратных метров. Второй точно такой же ЦОД построен для резервирования компьютерных мощностей и в целях безопасности. Его местонахождение организаторы держат в секрете. После окончательного завершения тестирования большую часть клиентского оборудования, предварительно установленного в DHQ, переместят в места проведения соревнований по каждому из 28 видов спорта. Все эти комплексы проектировались с учетом требования автономного функционирования, не зависящего от работы других подсистем.
Одна из новых технологий, которая, пусть и в ограниченном виде, но задействована на Олимпиаде, — протокол IPv6. Он обеспечивает улучшенную по сравнению со своим предшественником IPv4 поддержку проведения видеоконференций и организацию телевещания высокой четкости, а также снижает стоимость построения систем безопасности и подключения устройств мониторинга.
Хотя проблема исчерпания IP-адресов давно назрела, она пока носит локальный характер. Каких-то конкретных сроков для перехода на IPv6 не определено. Что касается Китая — страны, в которой сегодня насчитывается самое большое количество пользователей Internet — смена IP-адресов, по данным ICANN, здесь может произойти в 2010-м или 2011 году.
«Развертывание протокола IPv6 по всему миру во многом будет зависеть от событий, происходящих в Азии, — отметил вице-президент азиатско-тихоокеанского отделения компании Juniper Networks Мэтт Колон. — Традиционно лидером в части проведения научно-технических разработок и развертывания новых технологий здесь считается Япония. Но в последние несколько лет Китай заметно подтянулся к своему островному соседу».
Используя инфраструктуру IP в сочетании с Wi-Fi и другими беспроводными технологиями, в Пекине вынесли свою олимпийскую сеть видеонаблюдения за пределы области, охваченной кабельными системами. По сути, границы сети определяются только пропускной способностью. Сеть расширяется путем простой установки дополнительных камер и повторителей беспроводной сети, когда в них возникает потребность.
Контроль за безопасностью осуществляется во всех районах Пекина. Используя развертываемую существующую инфраструктуру IPv6, относительно недорого контролировать центральную часть Олимпийского парка и следить за дорожным движением в городе.
Китайская сеть CERNET (Chinese Education and Research Network) поддерживает беспроводные приложения, спроектированные специально для игр. Около 15 тыс. такси, оборудованных необходимыми средствами связи, передают на центральный пункт управления информацию о своем местонахождении и о дорожной ситуации. Датчики, использующие IPv6, поддерживают контроль за освещением на олимпийских объектах и следят за состоянием систем безопасности.
Но если отвлечься от игр и того огромного влияния, которые они оказывают на развитие сетей в Китае, краткосрочные перспективы IPv6 в Китае выглядят значительно менее радужными.
«Проектирование и обслуживание сетей IPv6 осуществляется в основном по инициативе правительства, а не телекоммуникационных операторов, — сообщил Фэн Мейкин, старший консультант исследовательской компании BDA. — Операторы понимают, что технология IPv6 не принесет им принципиально новых прибыльных приложений — приложения IPv6 несущественно отличаются от тех, которые поддерживают протокол IPv4, а следовательно, вкладывать в новую инфраструктуру большие деньги не имеет смысла. Вместе с тем, технология IPv6 способна обеспечить гораздо более высокий уровень безопасности и качества обслуживания, что зачастую ускользает от внимания конечных пользователей.
На самом деле, маловероятно, что гости игр вообще заметят присутствие IPv6. Не думаю, что общество или обычный потребитель придают этому какое-то значение. В основном применение IPv6 отвечает интересам организаторов и правительства, например, при проведении видеонаблюдения. Поэтому вряд ли на играх будет поддерживаться большое разнообразие приложений IPv6. Главным образом, эта технология служит для передачи данных в приложения госструктур».
Итак, протокол IPv6 может упростить службам безопасности и прочим представителям обслуживающего персонала задачу наблюдения за зрителями, но вряд ли способен помочь зрителям следить за ходом игр.
В этом смысле претензии Олимпийских игр в Пекине на звание «высокотехнологичных» могут и не найти понимания, по крайней мере, у гостей из развитых государств. С технической точки зрения Китай, возможно, и выполнил свое обещание обеспечить на Олимпиаде функционирование услуг 3G, но это касается только людей, связанных с оргкомитетом и получивших от него один из 15 тыс. телефонов, которые были предоставлены спонсором игр, Samsung. Другой спонсор, компания China Mobile, предлагает сервисы 3G, отвечающие принятому в Китае стандарту TD-SCDMA. Клиенты сервисов третьего поколения других стандартов не смогут воспользоваться в Пекине своими телефонами 3G.