О рынке инфографики — наглядного представления данных с помощью графики и текста — в России известно немного. Даже директор работающей на нем компании «Меркатор» Андрей Скворцов фактически не видит для своей компании постоянных конкурентов в этой области и даже не берется оценить ни объем рынка, ни долю на нем «Меркатора». В начале июля Скворцов поделился наблюдениями о становлении отечественной информационной графики и планами развития своего бизнеса.
Вся инфографика, как заметил Скворцов, делится на два «лагеря». «Инфографика с высоким разрешением», передающая большое число деталей и отображаемая на бумаге или высококачественных экранах (пример — мониторы Блумберга), по его словам, в России как явление практически отсутствует. С более коммерческой «инфографикой с низким разрешением», чей традиционный формат — это телевидение и рекламные плакаты, дела обстоят лучше. Но за исключением периодических участников рынка вроде Idea Group и компаний, на заказ перерабатывающих презентации в PowerPoint, таких как PowerLexis, Скворцов считает «Меркатор» единственным полноценным аутсорсером инфографики в России.
Компания «Меркатор» появилась в 1993 году по инициативе студентов-картографов Института географии РАН и дебютировала на канале НТВ с картами, изображавшими новостные события для программы «Итоги». Сегодня компания имеет целый набор специализаций: анимация телепрограмм и создание графиков для выпусков новостей; подготовка корпоративных фильмов, презентаций и докладов для корпоративных клиентов; разработка программного обеспечения для отображения информации. Среди клиентов «Меркатора» все крупнейшие телеканалы России и такие компании, как РЖД, «Внешторгбанк», «Мострансгаз», «ТрансТелеКом» и др. Крупнейшим акционером «Меркатора» выступает холдинг «Метео-ТВ».
Но даже среди зарубежных компаний, в чьих странах рынок инфографики находится на гораздо более зрелой стадии развития, в «Меркаторе» не видят для себя прямых конкурентов. Крупнейшая мировая компания, занимающаяся инфографикой для телевидения, Virzt, ориентируется, по словам Скворцова, на иную нишу. Virtz выпускает программные решения, для использования которых требуются профессиональные аниматоры, в то время как «Меркатор» продает готовый контент, выглядящий «более креативно». И если российское телевидение использует продукты Virzt для решения рутинных анимационных задач, то на корпоративном рынке, как заявляет Скворцов, Virzt явно проигрывает, так как его продукты требуют наличия в штате специалистов в области анимации.
Тем не менее, и «Меркатор» постепенно переходит на частичную автоматизацию. Для начала компания разработала программные комплексы для создания прогнозов погоды и экономической графики для телепрограмм. Последний, StatViz, далее «перекочевал» на трехмерные бизнес-презентации. Теперь дизайнеры «Меркатора» придумывают оформление, а корпоративные клиенты при помощи StatViz могут по желанию менять в графиках данные, загружать видео, в ходе выступления экспериментировать с масштабом изображения и пр. Управлять презентацией можно с любого наладонного устройства, оснащенного операционной системой Windows CE и адаптером беспроводной локальной сети. К тому же, в «Меркаторе» обещают совместимость StatViz с любой современной ERP-системой и базой данных.
К осени планируется создать библиотеку образов StatViz для презентаций ПИФов и годовых отчетов. И тогда, по словам Скворцова, это будет уже на 90% готовый продукт. Клиенты смогут часто готовить качественные презентации, не привлекая сторонних специалистов.