Компания Adobe приступила к разработке нового mashup-интерфейса. Интерфейс, проектируемый под кодовым наименованием Genesis, должен помочь бизнес-пользователям интегрировать «рабочие пространства», в которых размещаются разнообразные информационные активы предприятия (данные бизнес-приложений, документы, аналитические отчеты), с инструментальными средствами организации взаимодействия (к их числу относятся, например, системы мгновенной передачи сообщений).
Пользователи получат возможность бесплатно загружать клиентское программное обеспечение для настольных компьютеров, а кроме того, компания Adobe предоставит им необходимую инфраструктуру взаимодействия. Как пишет в своем блоге менеджер Adobe по продуктам, предназначенным для автоматизации коллективной работы, Матиас Зеллер, «пользователи смогут применять инструменты Genesis при минимальном участии специалистов ИТ-служб или даже вовсе не привлекая их».
Белые пятна Web 2.0
Несмотря на наступление эпохи Web 2.0 и триумфальное шествие таких инструментов, как wiki, большинство корпоративных пользователей до сих пор предпочитают жить по-старинке, оставляя в своем арсенале лишь традиционные средства типа электронной и голосовой почты.
«Я убежден, что в мире имеется еще большое количество белых пятен, не охваченных инструментами Web 2.0, — заметил Зеллер. — Возьмем, к примеру, рабочее пространство моего настольного компьютера, которое позволяет объединить mashup-приложения и документы в рамках определенного бизнес-контекста (относящегося, скажем, к какому-нибудь клиентскому договору) и организовать совместный доступ других людей (инженеров службы сбыта или представителей юридического отдела) к нужной информации с последующей ее асинхронной обработкой в режиме реального времени. По сути, именно такие задачи мы и пытаемся решать с помощью Genesis».
Другие разработчики (в частности, IBM) уже предпринимают определенные меры к более широкому распространению mashup-технологий в среде бизнес-пользователей.
Настраиваясь на аналогичную волну, компания Adobe провела целый ряд выездных рекламных презентаций с целью получения отзывов от потенциальных пользователей Genesis. Первый гастрольный тур охватывал города Даллас и Остин в штате Техас, Портленд в Орегоне, а также Сиэтл и Чикаго. «Особенно нас интересовали контакты с менеджерами по продажам, менеджерами по торговым операциям, финансовыми менеджерами (с упором на финансовое планирование и анализ), а также с ИТ-специалистами, отвечающими за внутрикорпоративное взаимодействие», — сообщил Зеллер.
Рабочая мозаика
Закрытая бета-версия службы, созданная с помощью механизма Adobe Integrated Runtime (AIR), появится уже в этом году.
В ходе демонстрации Зеллер показал, как пользователи будут перемещать по своему «рабочему пространству» различные «кусочки мозаики» — компоненты, выполняющие специализированные функции (например, инструментальную панель конвейера продаж).
С помощью хостинговых служб к сформированному рабочему пространству можно предоставлять доступ другим людям. После прохождения регистрации пользователя в службе индикатор присутствия в рабочей области показывает, кто конкретно обращается к информации в настоящее время, и каким образом можно установить связь с этими людьми (один из вариантов — обращение к системам мгновенной передачи сообщений).
С тем чтобы предоставить клиентам возможность быстрого старта, компания Adobe намерена поставлять большое количество уже готовых шаблонов рабочих пространств, ориентированных на «управление проектами» или «прием на работу новых сотрудников».
Кроме того, компания намерена сформировать рынок, на котором независимые разработчики могли бы продавать свои кусочки мозаики.
Зарабатывать за счет подписки
По словам Зеллера, идея реализации проекта Genesis возникла в ходе обсуждения различных вопросов со специалистами компании Business Objects, с которыми представители Adobe поддерживали в прошлом году партнерские отношения.
Компания Adobe намерена зарабатывать на Genesis за счет предоставления подписки на свои услуги пользователям, желающим открывать другим сотрудникам доступ к рабочим пространствам и осуществлять взаимодействие в режиме реального времени. «Что касается получения дохода, у нас есть и другие идеи, но пока я не могу обсуждать их с вами», — добавил Зеллер.
Некоторые клиенты Adobe уже отозвались о планах компании в позитивном ключе.
Бывший технический директор разведслужбы Министерства обороны США Боб Гурли использует средства взаимодействия Adobe Connect и Acrobat.com в своем консультационном бизнесе. «Соответствующие инструментальные средства и концепция рабочих пространств Genesis открывают перед нами поистине революционные возможности», — подчеркнул он.
Вопросы без ответов
Вместе с тем, у Гурли имеются и вопросы. «Хотелось бы знать, по какой цене все это будет предлагаться? — интересуется он. — Каким образом Adobe собирается удовлетворять потребности предприятий в управлении? Будут ли соответствующие механизмы интегрированы с протоколом LDAP или службой Active Directory? Поддерживают ли они инфраструктуру открытых ключей? Какими средствами аудита можно будет воспользоваться?»
Вторит Гурли и аналитик компании ZapThink Рональд Шмельцер. «Если в мире и существует компания, способная поставлять заслуживающие доверия облегченные корпоративные mashup-приложения, то это Adobe, — заявил он. — Вопросы же, с которыми ей придется столкнуться в перспективе, касаются в основном организации управления и обеспечения безопасности».
Зеллер в своем электронном письме также не обошел вопросы безопасности стороной.
«В первоначальном варианте Genesis будет представлять собой хостинговую службу, имеющую в своем составе средства управления пользователями, — отметил он. — Пользователи смогут составлять собственные списки контактов, самостоятельно определяя, с кем они хотят делить рабочее пространство (с поддержкой различных уровней прав доступа). Появится также возможность организации корпоративной хостинговой службы, синхронизированной с ресурсами LDAP предприятия, а также с корпоративными каталогами и средствами управления. В перспективе компании смогут создавать новые версии непосредственно на месте, с учетом обратной связи, установленной с клиентами».