Действительно, за последние два года в телекоммуникационном секторе принципиально изменилась конкурентная среда. К концу 2007 года Минсвязи выдало более 30 лицензий на оказание услуг междугородной и международной связи, и пять операторов уже оказывают такие услуги. Им пока не удалось потеснить «Ростелеком» с лидерских позиций на традиционном для него рынке, но аналитики уверены, что передел совокупной выручки от услуг междугородной и международной связи (МГМН) в России идет полным ходом. Об этом красноречиво свидетельствуют производственно-финансовые результаты деятельности экс-монополиста.
В 2007 году объем междугородного трафика в сети «Ростелекома» составил 10,17 млрд мин, увеличившись лишь на 4,7% по сравнению с 2006 годом. Выручка от таких услуг выросла всего на 0,7% — до 32,04 млрд руб. Объем исходящего международного трафика уменьшился на 5,8% — до 1,82 млрд мин. Доходы от предоставления услуг международной связи российским клиентам сократились на 6,8%, до 12,32 млрд руб.
Бесспорно, это тревожная статистика, ведь рынок услуг дальней связи является для «Ростелекома» основным: в прошлом году его доходы от оказания МГМН-услуг составили 80% общей выручки, превысив 50 млрд руб.
«Нам известно лекарство от рисков, связанных с либерализацией рынка дальней связи», — прокомментировал замедление развития компании Солодухин. По его словам, современная стратегия «Ростелекома» нацелена на диверсификацию бизнеса и увеличение доли выручки от новых услуг.
Расширение сотрудничества с международными операторами, открытие новых точек присутствия на мировых биржах обмена трафиком и развитие высокоскоростной магистральной сети обеспечили оператору рост объемов входящего международного трафика на 24,4% — до 3,06 млрд мин. Соответственно доходы от услуг терминации и транзита входящего международного трафика выросли за прошедший год почти на треть (на 29,2%) — до 5,71 млрд руб.
Дальнейшее развитие и расширение географии собственной магистральной сети обеспечат «Ростелекому» укрепление позиций и на рынке аренды каналов связи. В 2007 году доходы компании от такой деятельности увеличились на 8,9% — до 7,75 млрд руб.
Активное продвижение услуг интеллектуальной сети (таких, как «Бесплатный вызов», «Телеголосование», «Прямой вызов страны» и др.), а также увеличивающийся спрос на них корпоративных клиентов позволяют «Ростелекому» четвертый год подряд добиваться динамичного роста доходов в данном секторе рынка (примерно на 300 млн руб. ежегодно).
Для корпоративных клиентов компания сформировала комплексное предложение, включающее в себя, помимо услуг традиционной дальней связи, организацию доступа к Internet и виртуальным частным сетям IPVPN. В прошлом году на базе собственной сети передачи данных IP MPLS «Ростелеком» организовал более 350 точек доступа к Всемирной сети и свыше 600 шлюзов к VPN.
Для того чтобы сохранить позиции на корпоративном рынке Москвы, компания получила 10 тыс. абонентских номеров фиксированной местной связи. Это позволит «Ростелекому» сформировать законченное портфельное предложение для столичных корпоративных пользователей. Бизнес-клиентам адресована и новая услуга «Видеоконференц-связь». Оператор уже имеет более 100 переговорных пунктов, оборудованных системами видеоконференц-связи. Вдобавок корпоративные клиенты, которые располагают комплектом аппаратуры видеоконференц-связи либо арендуют его у «Ростелекома», могут организовать собственную видеотелефонную систему. При этом к сети оператора допустимо подключаться как на территории России, так и за рубежом.