Индийские технологические компании стремятся закрепить свой успех, связанный с тем, что многие американские и другие западные разработчики переносят в эту страну свои операции по аутсорсингу ИТ-решений. Теперь они пытаются понять, что им необходимо сделать, чтобы поддерживать более широкий спектр сервисов проектирования, выходящий за рамки разработки программных продуктов.
Ведущая торговая индийская группа National Association of Software and Service Companies заказала консалтинговой фирме Booz Allen Hamilton исследование, чтобы оценить перспективы страны на выполнение большей доли офшорных сервисов проектирования и в тех отраслях, которые не имеют отношения к программированию, в том числе в автомобилестроительной, аэрокосмической отраслях, в сфере коммунальных услуг, в строительстве и промышленности.
Отчет Booz Allen сулит Индии блестящие перспективы в предоставлении сервисов проектирования, но также выявляет две проблемы, которые необходимо решить в стране, чтобы эти перспективы стали реальностью. Речь идет о качестве инфраструктуры (в том числе порты, дороги, аэропорты и телекоммуникации) и качестве образования.
Согласно отчету, во всем мире около 750 млрд долл. тратится на сервисы проектирования, и к 2020 году этот показатель вырастет до 1 трлн долл. Из всех средств, затрачиваемых сейчас на сервисы проектирования, только 10-15 млрд долл. приходится на долю офшорных производителей, причем лишь 12% офшорных услуг оказывают в Индии.
Сейчас в Индии около 35 тыс. инженеров работают в сфере проектирования, но к 2020 году стране для того, чтобы реализовать свой потенциал как провайдера сервисов проектирования, может потребоваться до 250 тыс. таких специалистов.
Викас Сигал, партнер Booz Allen в Чикаго, утверждает, что потребность в офшорных сервисах проектирования в Индии будет определяться спросом на специалистов с такими навыками. По его словам, в Европе — в частности, в Германии и Франции — все больше специалистов отходят от дел, поскольку достигают преклонного возраста, что порождает нехватку квалифицированных инженеров. Это происходит в то самое время, когда, несмотря на совершенствование инструментальных средств, компаниям требуется все больше инженеров.
Часто утверждается, что Индия и Китай в этом вопросе опережают США по количеству специалистов по проектированию, однако более тщательный анализ рисует совершенно иную картину. В отчете Booz Allen отмечается: «Несмотря на то что в Индии сейчас почти 1400 учебных заведений, где можно получить квалификацию инженера-проектировщика, только в небольшой части из них дают образование действительно мирового уровня. Более того, интервью с производителями дают основание предположить, что отделы кадров рассматривают кандидатуры специалистов, окончивших только некоторые из этих школ».
Несмотря на то что в 2005–2006 годах в Индии степень бакалавра получили 220 тыс. инженеров (при том, что в США в эти же годы их было 129 тыс. человек), исследование, недавно проведенное Journal of Engineering Education, показало, что нельзя даже сравнивать качество полученного образования.
Как и Booz Allen, журнал отмечает, что, несмотря на большее количество людей, имеющих степень бакалавра проектирования в Индии, «многие крупные компании сталкиваются с серьезными трудностями в поиске квалифицированных специалистов с высшим образованием».