В рамках международной выставки «Связь-Экспокомм 2008», проходящей в Москве, впервые состоялся международный форум, посвященный интеллектуальным транспортным системам (ИТС). Эти системы призваны повысить информированность водителей, диспетчеров автопарков, органов ГИБДД и других заинтересованных лиц о ситуации на дорогах и тем самым повысить управляемость этой ситуацией.
Речь на форуме шла как об ИТС уровня региона, города и муниципальных транспортных служб (интеллектуальный контроль дорожно-транспортной обстановки, платные автомагистрали), так и об ИТС уровня предприятия (мониторинг и управление собственным парком автотранспорта). Были затронуты перспективы взаимодействия ИТС и ГЛОНАСС.
Россия имеет большой потенциал в области создания платных дорог — велики и размеры страны, и сеть федеральных автомагистралей. Однако ни о каком сравнении с сетями платных автодорог Франции, Италии, США или Китая, насчитывающими тысячи километров, говорить в ближайшие пять-десять лет не приходится. Автоматизированные системы взимания оплаты за проезд, безусловно, понадобятся, но, за исключением самых первых участков, через некоторое время.
Региональные и муниципальные ИТС (ведущие видеомониторинг и управление потоками транспортных средств, управление общественным транспортом) в некоторых регионах России создаются. Но, по мнению заместителя генерального директора Научно-исследовательского и проектного института территориального развития и транспортной инфраструктуры Елены Ноговой, их рост замедляется из-за отсутствия государственной целевой программы развития ИТС и недостаточного финансирования. Кроме того, социальная направленность строительства таких ИТС отпугивает от них инвесторов. Тем не менее существуют бизнес-предложения для муниципальных ИТС, например система M2M-CityBus — решение для автоматизации деятельности городских автотранспортных предприятий от компании «М2М Телематика». Компания ITV предлагает аппаратно-программный модуль «Авто-Интеллект», ведущий автоматическое видеораспознавание номеров автомобилей и автоматическую же видеорегистрацию некоторых нарушений ПДД (превышение максимальной скорости, выезд на встречную полосу, остановка в запрещенном месте, проезд запрещенного вида транспортного средства), а также статистику загруженности магистралей по показаниям видеокамер на них.
Важнейшей составляющей многих классов ИТС является оборудование для спутниковой навигации. ГЛОНАСС должна начать работать на территории страны к концу 2008 года, но в ближайшие несколько лет система не сможет обеспечивать меньшую погрешность, чем американская GPS. Пока государство намеревается создать в ближайшие годы отечественную элементную базу для оборудования ГЛОНАСС (из оборонных соображений), коммерсанты зачастую предпочитают просто работать с обеими системами.
Так, с обеими системами способно работать семейство систем мониторинга и управления транспортом BusinessNavigator, разработанное в компании «М2М Телематика». Системы BN-Global, BN-City и BN-CityComplex позволяют определять местоположение, скорость и направление движения транспортного средства, отображать движение на электронной карте местности у диспетчера, автоматически определять состояние транспортного средства по показаниям датчиков (зажигание, двери, сигнализация, превышение скорости), хранить всю эту информацию в базе данных и формировать различные отчеты. Системы предназначены для оптимизации работы корпоративного автопарка — для транспортных компаний, служб такси, скорой помощи, прокатных и лизинговых компаний и т. п. Они могут работать как на территории всего земного шара (BN-Global), так и на территории отдельного города и области. Что касается ГЛОНАСС, то «М2М Телематика» производит телематический ГЛОНАСС/GPS/GSM-терминал M2M-Cyber GLX, недавно испытанный в сложных условиях горных дорог.
Особый подкласс ИТС составляют пользовательские системы для автомобилистов, отображающие в реальном времени дорожную обстановку в городе, включая пробки. Такую систему для Москвы создали «Смилинк» и «Яндекс». Для получения информации в ней используется ряд источников, основными из которых являются видеодетекторные комплексы на магистралях (а одним из второстепенных — GPS-приемники собственно автомобилистов с установленным специальным программным обеспечением). Компания МИТ в навигационной системе City Guide включила информацию о пробках прямо в электронную карту города (Москва, Санкт-Петербург), которая предназначена для использования на ПК, КПК и смартфонах.