Во всем мире рынок услуг, основанных на определении местоположения (Local Based Services), развивается стремительно. Еще в 2005 году его объем составлял 30 млрд евро, а к 2011 году может вырасти до 124 млрд евро.
В нашей стране объем рынка средств персональной навигации в 2007 году не превысил 120 млн долл. Активно развивается лишь одно из направлений — автонавигация. В этом плане Россия имеет большой потенциал: в ней продается ежегодно более 2 млн автомобилей, значительную часть которых составляют иномарки.
Вместе с тем использование средств персональной автонавигации сопряжено здесь с целым рядом проблем, основной из которых является закрытость отечественных топографических карт. Эксклюзивное авторское право на них принадлежит федеральному агентству Роскартография. Проблема усугубляется тем, что картографическая информация во многом устарела, а требования к навигационным данным пока не определены. К тому же наша страна находится в начальной стадии построения электронной базы карт дорожной сети. Для России характерны огромные расстояния между городами, поэтому навигационные карты будут формироваться неравномерно (вначале — крупные города, затем — прилегающие области). Наконец, довольно слабо развит автотуризм, да и качество дорог оставляет желать лучшего.
Однако есть надежда на решение этих проблем. В марте на расширенном заседании коллегии Федерального агентства геодезии и картографии его руководитель Александр Бородко сообщил о ходе выполнения работ по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению. По его словам, это направление станет важнейшим для агентства, которое должно уже в текущем году завершить создание цифровых навигационных карт масштаба 1:100 000 для всей территории страны (более 15 тыс. номенклатур). Роскартография разрабатывает и критерии качества карт, чтобы потребитель мог оценивать степень их детализации и достоверности.
Если все планы реализуют, можно будет ожидать стремительного увеличения продаж навигаторов для автолюбителей и притока туристов, что повлечет за собой рост экономики всей страны. А пока, отвечая на растущий спрос, к созданию навигационных карт и баз данных активно подключаются коммерческие структуры. Основная масса картографической продукции поставляется на отечественный рынок именно частными предприятиями.
Одним из основных игроков на этом поле считается российское представительство картографической компании Navteq, открывшееся в 2005 году. По словам Павла Козлова, главы представительства, через 10-15 лет машины смогут передвигаться по дорогам без помощи водителя. Например, утром автомобиль вызывают по телефону прямо к подъезду, а около офиса, высадив владельца, он самостоятельно отправляется на парковку. Все это станет возможным благодаря развитию технологии Advanced Driver Assistance System (ADAS). Уже сегодня в составе «ассистента водителя» — множество полезных функций, таких как предупреждение о повороте, рекомендации по ограничению скорости, адаптивная система поддержания скорости движения, предупреждение об отклонениях от выбранной полосы, обнаружение объектов вне зоны видимости, коррекция направления фар, смягчение последствий столкновений и экономия топлива.
Системы класса ADAS должны существенно снизить уровень аварийности на дорогах. По данным исследования, проводившегося в США, Европе и Японии, водителям достаточно реагировать на изменение ситуации всего на полсекунды раньше, и количество аварий уменьшится наполовину.
В будущем спутниковая навигация найдет применение и при разборе ДТП. Российская компания «ТеКнол» разработала автономное устройство регистрации параметров движения, использующее собственные датчики и внутреннюю память. Устройство постоянно заносит данные в карту памяти (обновления происходят до десяти раз в секунду), чтобы затем при помощи ПК и специализированного программного обеспечения можно было провести разбор движения и проанализировать данные. Основными элементами устройства являются малогабаритная интегрированная навигационная система «КомпаНав-2» и приемник спутниковой навигации.
Прибор способен определять углы ориентации и параметры движения (ускорение и угловую скорость) машины. Он позволяет с большой достоверностью восстановить картину движения автомобиля — скорость, ускорение или торможение перед ДТП, траекторию движения, опрокидывание и др. Если оснастить такими приборами всех участников дорожного движения, удастся получить полную картину дорожных происшествий и обеспечить анализ действий всех участников движения.