На протяжении последних полутора десятилетий, начиная с WinView, практически вся продуктовая стратегия Citrix была подчинена одной цели — «облегчению» клиентской части в архитектуре клиент-сервер и возврату приложений в то место, где им разумнее быть, то есть в центры обработки данных. Несмотря на его разумность, выбранный путь не обещал быстрых успехов, и все же, следуя ему, компания смогла вырасти в своей численности с нескольких десятков человек до почти 5 тыс., а ее чистая прибыль в 2007 году достигла 1,4 млрд долл. Важнейшими событиями на этом пути стали два приобретения. В 2005 году была куплена NetScaler, компания, производящая специализированные устройства, служащие ускорителями для Web-приложений, а один из лидеров в технологиях виртуализации XenSource был приобретен в 2007 году. NetScaler стал обязательным атрибутом для большинства крупных Internet-компаний, по оценкам экспертов, до 75% всего мирового трафика Web проходит через эти устройства. После этого Citrix открыла для себя возможность расширить постановку задачи, теперь в качестве стратегической цели компании названо создание полноценной инфраструктуры для доставки приложений (application delivery infrastructure). Для популяризации новой стратегической линии Citrix проводит ряд акций, наиболее масштабной из них стала майская конференция Citrix Synergy 2008 в Хьюстоне.
Она существенно превзошла по своим масштабам ежегодные сборы пользователей, не случайно ее назвали Synergy, подразумевая под этим то, что компания накопила достаточный набор продуктов, синергетика которых позволяет ей выйти на новый уровень. Формально конференция была разделена на четыре потока: традиционную часть — iForum User Conference, наибольшее внимание было привлечено к потоку Application Delivery Industry Track, посвященному технологиям дистанционной работы с приложениями, и еще два потока были доступны не для всех. На IT 2.0 Business Symposium были приглашены исключительно руководители информационных подразделений крупных компаний, а Geek Speak Live! стал своего рода местом для мозгового штурма, на который были приглашены известные технические специалисты, аналитики и популярные блоггеры.
Главным направлением в Citrix назвали развитие продуктовой стратегии, воплощенной в Citrix Delivery Center. С появлением решений, подобных CDC, наконец, завершается многолетняя дискуссия о том, нужны или не нужны сетевые компьютеры, что лучше — тонкий клиент или толстый. В ходе этой дискуссии прояснилась суть проблемы, а она состоит в том, что пользователям на самом деле нужны работающие приложения, а задача ИТ-подразделений — в предоставлении этих приложений (в терминологии Citrix это называется доставкой приложений), выбрав для этого тех клиентов, которые в наибольшей степени соответствуют условиям.
Идею Citrix Delivery Center можно сравнить с работой телевизионной системы Direct TV, осуществляющей по спутниковым каналам доставку заказанных фильмов, с тем отличием, что доставляются не записи, а программы. Такой подход к приложениям стал возможным именно сейчас, потому что пропускная способность сетей достигла необходимого уровня. Предвидя складывающуюся ситуацию еще в 1993 году, Эрик Шмидт, тогда руководитель Sun Microsystems, ныне возглавляющий Google, писал: «Когда сеть станет такой же быстрой, как процессор, компьютер выйдет из своей скорлупы и распространится по сети». Известно, что производительность компьютеров коррелирует с законом Мура о числе транзисторов на кристалле, а прогресс пропускной способности сети подчиняется закону Гроува, и вот сейчас, условно говоря, прямая Мура пресеклась с кривой Гроува, и настал момент для сетевого подхода к распространению разнообразных сервисов, в том числе и приложений. Сегодня физика и логика передачи данных на нижних уровнях модели OSI готовы, и Citrix получила возможность для решения своих задач на верхних уровнях.
Процесс перехода в сеть объективен по своей природе, он начался бы раньше или позже, но в его ускорении заметную роль сыграл Николас Карр, выступивший в качестве приглашенного докладчика на открытии Citrix Synergy. Карр поступил, как шахматист, разыграв двухходовую комбинацию. Сначала он написал книгу «Суть не в ИТ», создав с ее помощью во всей отрасли комплекс неполноценности, а затем вторую, название которой, если следовать китайской традиции, можно перевести как «Большой скачок», а если вспомнить отечественное прошлое — «Великий перелом». Последняя дает идеи к тому, как от этого комплекса избавиться. Как следствие, она стала катехизисом IT 2.0. Если присмотреться, то рассуждения Карра просты как апельсин. Он сравнивает эволюцию компьютерных систем с распространением электричества, большие энергосистемы заменили собой локальных производителей, аналогичным образом и компьютинг должен перейти на сервисную модель. В значительной мере эти рассуждения находят подтверждение в развитии «вычислений в облаке» (cloud computing), но дело обстоит гораздо сложнее, электричество можно считать тривиальным по простоте продуктом, чем проще и популярнее продукт, тем пригоднее он к распространению как услуга, с вычислительными услугами дело обстоит сложнее.
По словам Шмидта, компьютер выбирается из скорлупы разными путями, один из них разрабатывает Citrix, при этом не стоит забывать обо всех остальных, кто способствует этому процессу. То, каким будет это способ, представил глава компании Марк Темплтон. Он убежден в том, что в своем нынешнем виде ИТ-инфраструктуры компаний представляют собой хаотический набор технологий, в качестве аллегории для этого набора он показал типичный для африканских стран грузовик, набитый домашним скарбом, животными, детьми и еще бог знает чем. Очевидно, что ожидать эффективности от такого сооружения нельзя, и, напротив, в качестве идеала он представил мэйнфрейм и соответствующую ему периферию, в этой системе все упорядоченно, и оборудование используется с предельной эффективностью.
Но будущее Темплтон представляет не в возврате к мэйнфреймам, а в создании системы распространения приложений «по заказу». В таком случае ЦОД можно рассматривать как центр распределения, Internet или какая-то иная сеть — это аналог системы спутниковой передачи сигнала, а приемники — рабочие места в самых разных видах. Процедура доставки может быть разделена на несколько этапов, собранных под общим зонтичным брендом Citrix Delivery Center. Часть из компонентов, входящих в Citrix Delivery Center и обеспечивающих основную функциональность, была известна раньше, на Citrix Synergy 2008 были представлены три новых, используя телевизионную терминологию, их назвали «репитерами» и «приемниками».
Для специализированного устройства Citrix Branch Repeater в качестве основы взят известный продукт NetScaler, который дополнен программным обеспечением, созданным в Microsoft. Устройство предназначено для установки в удаленных филиалах компаний. Citrix Branch Repeater, как и NetScaler, служит для оптимизации трафика, используя для этого специализированные алгоритмы уплотнения и кэширования данных. Его задача состоит в минимизации дублирующих друг друга обращений в центр из филиала. В случае загружаемых потоковых приложений, если какое-то приложение было однажды получено, то при повторных обращениях загружается сохраненная в Citrix Branch Repeater копия. Кроме того, он консолидирует доставку Windows-сервисов, таких, как обращение к файлам, к печати, осуществляет Web-кэширование, а также позволяет ускорить доступ к Internet со стороны пользователей, находящихся в филиале.
Для универсализации клиентов предложена идея приемника, работающего независимо от того, на каком именно рабочем месте он установлен. Предлагается два типа приемников. Приемник Citrix Desktop Receiver является развитием технологии виртуальных десктопов, это небольшой программный агент, работающий совместно с Citrix XenDesktop, размещенным в ЦОДе. В нем реализован принцип Instant On («Включен всегда»), обеспечивающий почти мгновенный запуск десктопа на рабочем месте. Предполагается три основных способа использования Citrix Desktop Receiver. Во-первых, он будет поставляться предустановленным вместе со специализированными устройствами доступа, типа тонкого клиента и ему подобных, которые появятся в ближайшее время. Во-вторых, его можно устанавливать на существующие ПК, в том числе и устаревшие, продлевая их жизнь тем, что с их помощью можно будет получить доступ к мощностям, размещенным в ЦОДе. И, в-третьих, тот же агент может быть установлен на домашнем компьютере пользователя, что предоставляет ему равные возможности работы из дома и на рабочем месте. Второй приемник — Citrix App Receiver тоже является программным агентом, он предназначен для работы с Citrix XenApp и NetScaler. Физически он размещается на любом ПК, с его помощью приложение загружается тогда, когда в нем есть потребность, и выгружается по окончании работы. Оба приемника помимо удобства обеспечивают более высокую безопасность — все данные, вся информация могут находиться в центре, на ПК пользователя может оставаться только операционная система.
Работу Citrix Delivery Center в ЦОД поддерживают четыре типа контроллеров доставки приложений: XenDesktop — виртуализирует и доставляет Windows-десктопы, XenApp — виртуализирует и доставляет Windows-приложения, XenServer — виртуализирует серверный пул и осуществляет управление им, NetScaler — оптимизирует доставку Web-приложений.
Безопасность обеспечивает Citrix Access Gateway, а для оркестровки и администрирования используется Citrix Workflow Studio, инструмент для администратора, снабженный графическим интерфейсом.
Все перечисленное выше позволяет отказаться от инсталляции приложений на рабочих местах, со всеми вытекающими отсюда преимуществами (безопасность, простота администрирования, упрощение обновления версий и многое другое). В преимуществах такого подхода к доставке приложений в Citrix настолько уверены, что «принудили» присутствующих на конференции дать торжественную клятву никогда впредь не заниматься инсталляцией.