Председатель подкомитета по технологическому развитию Государственной Думы Илья Пономарев провел 23 апреля круглый стол, посвященный разработке проекта закона о технопарках. Пономарев рассказал о том, каким закон видится членам подкомитета, выслушал комментарии представителей технопарков и экспертов.
Прежде всего, закон должен определить, что же такое технопарк, ведь сейчас этим словом себя называют порядка 800 организаций, из которых, по словам Пономарева, не более дюжины отвечают нынешним требованиям Мининформсвязи. Впрочем, в качестве возможной альтернативы определению может быть введена и система аккредитации саморегулируемой организацией.
Также необходимо четко разграничить роли государства, резидентов и инвесторов, а также назначить управляющие органы и описать их полномочия. Орган, которому предстоит определять политику в отношении резидентов, Пономарев предложил сформировать из представителей отрасли. А привлекать резидентов технопарки, вероятно, смогут, используя любой из практикуемых ныне методов: клубный принцип, при котором существующие резиденты принимают решения о том, кого допускать, уведомительный принцип, дающий право любой компании подать заявку, или принцип жесткого отбора.
Пономарев провозгласил, что технопарки должны быть независимыми от госфинансирования и работать в рыночных условиях, тогда как государство сможет помогать лишь привлечением инвесторов. Кроме того, закон должен исключить возможность смены рода деятельности резидентами, а также способствовать тому, чтобы результаты проводимых в технопарках проектов удовлетворяли потребностям их инициаторов.
Ожидается, что в технопарках среди прочего обязательно будут присутствовать лабораторные и производственные помещения, центры коллективного доступа, складские помещения с таможенным постом, отделения, оказывающие патентные и нотариальные услуги.
Рассматриваются и возможности интеграции с образовательными учреждениями. Так, генеральный директор компании «ЛАНИТ-Терком» Андрей Терехов считает, что технопарки должны находиться в непосредственной близости от университетов, чтобы преподаватели могли принимать участие в исследованиях, а представители технопарков — в обучении студентов. Пономарев упомянул о том, что некий крупный зарубежный университет на днях выразил желание построить на территории новосибирского технопарка свое отделение.
Своей точкой зрения относительно координирующих органов поделился управляющий делами Сибирского отделения РАН и директор «Технопарка Новосибирского Академгородка» Дмитрий Верховод. Он считает, что такие органы, состоящие из представителей федеральных и региональных органов власти, отраслевых ассоциаций, научных и образовательных учреждений и инвестиционных компаний, должны создаваться в каждом субъекте федерации и подчиняться некоему федеральному совету. Координирующий же орган на уровне федерации, по его словам, приведет к излишней бюрократии. Под региональными координирующими органами Верховод призывает поставить экспертные советы с аналогичным набором членов, которые проводили бы привлечение и аккредитацию резидентов и принимали бы решения о распределении средств.
По мнению Верховода, с юридической точки зрения технопаркам следует придать статус фондов, так как, с одной стороны, в фондах невозможен вывод участниками своей доли активов, а с другой — все денежные средства, включая прибыль от предпринимательской деятельности, реинвестируются в поддержку инноваций.
Большие надежды возлагаются на то, что закон решит острую земельную проблему, с которой сталкиваются все без исключения технопарки. Для эффективного привлечения резидентов необходимо жилье, однако, согласно Земельному кодексу, участки под жилищное строительство предоставляются только посредством аукционов. До сих пор это требование удавалось обходить лишь «серым» способом — через признание земель многофункциональными зонами застройки.
К тому же по закону региональные структуры не вправе расходовать деньги на федеральных землях. Таким образом, при строительстве технопарков приходится передавать земли в собственность субъектов федерации и перечислять им деньги в виде бюджетных субсидий. Такой подход также не универсален, ведь ничто не обязывает городские власти строить на полученной земле именно технопарк.
Чтобы покончить со всей этой неопределенностью, в новом законе предлагается определить типы объектов, которые разрешено строить на территории технопарка, объявив сам технопарк многофункциональной зоной, прописать возможность целевого выделения и дробления земельных участков без проведения аукциона и обозначить процедуру выделения участков, находящихся в федеральной собственности.
Пономарев рассказал и о том, чего, по его мнению, в законе быть не должно. В частности, он не будет устанавливать никаких налоговых льгот, поскольку деятельность резидентов и так будет поддерживаться специальным режимом для инновационных компаний, законопроект о котором обещают принять этой весной во втором чтении. Также закон о технопарках не станет давать определения инновационной политики в целом, чтобы не застопорилась на теоретических спорах. А главное, Пономарев выступил за отсутствие каких бы то ни было пунктов расхода бюджетных средств: эти вопросы, на его взгляд, следует решать через федеральную программу строительства технопарков. Такой подход, впрочем, удовлетворяет не всех: тема финансирования остается наиболее спорной.
Сформированная по завершении круглого стола рабочая группа подготовит первый вариант текста законопроекта к 20 мая. В июне же текст будет внесен в Комитет по информационной политике, технологиям и связи, а осенью пройдет первое чтение. Пономарев добавил, что в идеале тогда же должно состояться и второе чтение, и в этом случае в 2009 году закон уже вступит в силу. Участники дискуссии сошлись на том, что одного закона будет недостаточно для решения всех назревших проблем, и предстоит параллельно готовить поправки к Налоговому кодексу, Земельному кодексу и другим нормативным актам.