Ставшая традиционная конференция «Интернет и Бизнес», которая прошла в Подмосковье 16-18 апреля, открылась оглашением статистической информации. Президент одноименной ассоциации Алексей Беляев сообщил, что, по различным оценкам, число российских пользователей Сети в 2007 году составило от 28 до 33 млн человек, а среднемесячная аудитория выросла за год на 29%.
Демографическая ситуация в Рунете такова: больше всего Internet посещает молодежь в возрасте от 12 до 17 лет: 94% юношей и 91% девушек в Москве и 54% юношей и 48% девушек по всей стране. С возрастом удельное число пользователей снижается, опускаясь в категории свыше 55 лет до 23% мужчин и 9% женщин в Москве и всего 5% мужчин и 3% женщин по России.
Количество почтовых ящиков в Рунете, по данным ассоциации, приближается к 90 млн, число зарегистрированных блогов увеличилось до 6 млн, а количество фотографий, загруженных на фотохостинги, — до 1 млрд. В российских социальных сетях уже около 45 млн профилей.
Эра широкополосного доступа в Москве уже наступила — летом 2007 года его доля стабилизировалась на отметке 87%. В городах-миллионниках также началась конкуренция провайдеров, хотя в целом регионы, по оценкам исследователей, отстают от столицы года на два.
Кто покупает пользователей
В Рунете неприбыльных компаний нет и быть не может — несколько неожиданно заявил генеральный директор агентства Mediaselling Лев Глейзер, добавив, что, в отличие от других стран, у нас убыточные проекты немедленно закрываются. Свой доклад Глейзер посвятил проблеме их монетизации, а точнее — рынку продажи трафика.
Глейзер утверждает, что в 2008 году оборот этого рынка, за вычетом рынка контекстных ссылок, будет равняться 100 млн долл. Каждый день, по его данным, в Рунете просматривается 3 млрд страниц и происходит 1 млрд переходов по ссылкам. Количество продаваемых переходов составляет 15 млн, из них 7 млн — через контекстную рекламу, 4 млн — через оптимизацию и «дорвеи», 3 млн — через агрегаторы, 3 млн — в баннерных сетях и 1 млн — через медийную рекламу.
Главными покупателями трафика Глейзер назвал «стартапы», не желающие вкладываться в дорогостоящую профессиональную рекламу, новостные издания, для которых обмен трафиком превратился в «основу функционирования» и те медиабренды, чей контент неинтересен Internet-аудитории. Глейзер заметил, что в прошлом году из-за стремления заполучить больше дешевых кликов произошло заметное «пожелтение» контента, в результате чего «желтые» новости заняли чуть ли не 80% всего соответствующего трафика. Вместе с тем, Глейзер указал на то, что «заемный» трафик не возвращается, о чем свидетельствует, к примеру, резкое падение популярности сайта «Взгляд» после того, как его анонсы исчезли с Mail.ru.
Главными продавцами трафика, по словам Глейзера, являются агрегаторы, развлекательные сайты и порталы, которые в России «перегреты аудиторией». Вероятно, вскоре к ним присоединятся и социальные сети.
Легальный контент продается все лучше
Рынок цифрового контента, как следовало из выступления генерального директора компании Softkey Феликса Мучника, находится в России в зачаточном состоянии: его объем в 2007 году достиг 175 млн долл., составив менее 1% мирового рынка. Большая часть этой суммы — 100 млн долл. — пришлась на программное обеспечение. И хотя потребители проявляют к цифровому контенту растущий интерес, приобретать его все еще предпочитают более привычными способами. Например, большинство аудиокниг продается в обычных магазинах, а не через Internet.
Мучник подразделил всех пользователей Рунета на три равные категории: тех, кто приобретает только легальный контент, тех, кто ворует из принципа, и тех, кто сомневается. Если правильно воздействовать на последних, по мнению Мучника, долю легально купленного контента можно довести до 50%.
Правда, для этого необходимо наличие повсеместного широкополосного доступа и перемена положения с электронными платежами. Сейчас банки не очень интересуются расчетной деятельностью, и платежи производятся всего с 8% банковских карт. Исполнительный директор компании WebMoney Transfer Виктор Турсков заявил, что электронные платежи до определенного уровня и не должны входить в ведение банков. По его словам, сейчас ведутся бурные дискуссии о том, какой должна быть та самая максимальная сумма, не ограничивающая потребности пользователей и не несущая в себе угрозы мошенничества. WebMoney Transfer лоббирует вариант 30 тыс. руб. в месяц.
Инвестиционная лихорадка
Именно так назвал Глейзер повальную скупку проектов российскими Internet-компаниями. Но если «лихорадка» и очевидна, масштабы ее оценить непросто. Такую попытку предпринял главный редактор сайта Roem.ru, посвященного бизнесу в Internet, Юрий Синодов. В качестве источника представленной информации Синодов сослался на представителей крупных Internet-компаний и инвестиционных фондов, оговорившись, что рынок очень закрытый, а потому оценки сильно разнятся.
На взгляд респондентов Синодова, общий объем рынка инвестиций в Рунете в 2007 году мог составлять от 250 млн до 2 млрд долл. Сам Синодов склоняется к цифре 300-400 млн долл. При этом затраты крупнейших инвесторов таковы: 5-7 млн долл. у Mail.ru, 3-4 млн у «Газпром-медиа», 14 млн у «Суп», 4-6 млн у Rambler, 10 млн у «Яндекса», 15-20 — у РБК и 40 млн — у Digital Sky Technologies.
Сами инвесторы к докладу отнеслись холодно, заявив об абсолютной неверности озвученных цифр. Свою версию, тем не менее, предложил только генеральный директор «РБК-Медиа» Артем Инютин: по его мнению, общий объем рынка инвестиций равнялся в 2007 году 1-1,2 млрд долл.
Хит прошедшего года
Одной из самых горячих тем конференции стали социальные сети. В результате своего стремительного роста в 2007 году они отняли у других онлайновых сервисов 16% времени, проводимого пользователями в Internet, тогда как само это время осталось без изменений. Согласно исследованию, проведенному MASMI Research Group, 62% пользователей Internet в России имеют по крайней мере один профайл в социальных сетях. А в самой крупной из них, «Одноклассники.ru», уже содержится более 15 млн анкет и происходит свыше 100 тыс. регистраций в день.
Директор по исследованиям холдинга Mail.Ru Федор Вирин отметил, что социальные сети стали своего рода альтернативой для программ обмена мгновенными сообщениями — пользователи, активно использующие одно из этих средств, склонны пренебрегать другим. Объединять их, правда, владельцы сетей не планируют, считая это «разными жанрами».
Часть «хлеба» социальные сети стали отбирать и у сайтов для поиска работы. При помощи поисковой системы для вакансий и резюме «Улов-умов» было проведено их сопоставление. Выяснилось, что пересечения между пользователями, ищущими работу в сети «МойКруг» и на специализированных сайтах, составляют всего 20%. Однако, по мнению Вирина, головокружительному взлету социальных сетей вскоре придет конец: они вот-вот выйдут на «плато», а спустя какое-то время начнется спад. Возможно, следующий бум, ожидающий Россию, — появление детских социальных сетей. Новость эта, правда, может насторожить многих родителей — ведь детские социальные сети, уже завоевавшие популярность за рубежом, хотя и славятся своей защищенностью от посторонних, однако не несут в себе никакой образовательной составляющей и занимаются откровенным «выкачиванием» денег через рекламу разнообразных платных сервисов.