Государственной думе началась серия парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики». Первые слушания были посвящены отрасли информационных и коммуникационных технологий.
Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, технологиям и связи Валерий Комиссаров уверен: стране срочно необходима серия законов, которые способствовали бы быстрому развитию инноваций. Первым шагом, по его мнению, должно стать немедленное принятие законопроекта по введению для инновационных компаний упрощенного режима налогообложения по аналогии с малым бизнесом.
Законопроект пока прошел только первое чтение. Комиссаров подчеркнул, что больше нельзя позволять ему «отлеживаться», ведь на налоги у российских предприятий ИКТ сейчас уходит порядка 70-80% прибыли, а это, среди прочего, приводит к утечке мозгов за рубеж. Возглавляемый им комитет будет рекомендовать Госдуме принять закон во втором, а возможно, и в третьем чтении в нынешнюю весеннюю сессию. Кроме того, в перечень видов научно-исследовательской деятельности, указанных в законопроекте, решено включить «разработку программного обеспечения».
Илья Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета по информационной политике, отметил, что речь идет не о налоговых льготах, а о специальном налоговом режиме для отдельной отрасли. Отстаивая его важность, Пономарев указал и на опасность того, что, освободившись от НДС, инновационные компании могут отпугнуть многих заказчиков, как случилось с малыми компаниями. В связи с этим комитет планирует провести консультации с Минфином.
Следующий вопрос, на который обратил внимание Комиссаров, — «многострадальный» закон № 136018-4 «Об электронной торговле». На рассмотрение Госдумы он выносился уже пять раз, и каждый раз его отклоняли. «Этот закон содержит мощную антикоррупционную составляющую и именно поэтому торпедируется со всех сторон, так как компьютер подкупить довольно сложно», — заявил Комиссаров, призвав хотя бы в первом чтении принять законопроект в весеннюю сессию.
Также Госдуме вынесена рекомендация ускорить рассмотрение законопроектов об электронном документе и электронном документообороте. По словам Комиссарова, страна ежегодно тратит 50 млрд руб. на бумагу для документов. Сумма окажется еще более ужасающей, если прибавить к ней расходы на почтовые услуги, бензин и керосин, которыми сопровождается пересылка бумажных оригиналов. Руководитель департамента информационных технологий ВТБ Дмитрий Назипов добавил, что под хранение документации банки отводят многие тысячи квадратных метров площадей.
Также на повестке дня стоит создание «Инновационного кодекса», который будет представлять собой свод законов об инновационной деятельности. Для начала Комиссаров предлагает заложить его основу, разработав федеральные законы о национальном банке идей и технологий (возможность вторичного оборота идей, профинансированных государством, но так и не доведенных до реализации), венчурных фондах, свободном программном обеспечении, технопарках и инновационно-технологических центрах. В России, по словам Комиссарова, 80 технопарков, из которых только 30 смогли пройти аккредитацию, и лишь десять были признаны отвечающими международным стандартам. Предполагается, что будущий закон, который станет разрабатываться совместно с представителями сообщества ИКТ, должен в первую очередь помочь оптимизировать работу уже существующих технопарков. Что касается свободного программного обеспечения, то, по словам Пономарева, необходимо завершить проект разработки национальной операционной системы, которая «как локомотив вытянет за собой развитие всей отрасли».
Возможно, самая актуальная задача в рамках стимулирования инноваций — установление централизованного контроля. Сейчас за управление инновационной деятельностью отвечают сразу четыре ведомства: Минобрнауки, Мининформсвязи, МЭРТ и Минпром. Президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий Ольга Ускова заявила, что из-за отсутствия единого контроля деньги, направляемые государством на инновации, не достигают своей цели. В прошлом году на инновации было выделено более триллиона рублей, а в федеральном бюджете на 2008-2010 годы предусмотрено более 60 пунктов финансирования в области инноваций. Однако исследования, проводимые в последние восемь месяцев при участии НАИРИТ, показали, что 69% инновационных компаний не ощущают поддержки со стороны государства.
Ускова считает, что в большинстве случаев виной тому две схемы, к которым прибегают государственные корпорации. По первой «Российская венчурная компания», не несущая ответственности за расходование средств, перечисляет их управляющим компаниям, которые могут «разворачиваться и сворачиваться» в течение месяца. По второй, как в случае с Роснанотехнологиями, деньги оказываются «замороженными», в то время как принятие решения об их расходовании оттягивается на неопределенный срок.
Тем не менее, как выяснилось в ходе исследования НАИРИТ, 42% представителей инновационных компаний верят, что учреждение единого ответственного государственного органа оказало бы решающее значение в развитии инноваций. Чтобы скоординировать деятельность упомянутых министерств, думский комитет по информационной политике вынес правительству рекомендацию централизовать их работы в области поддержки инноваций в рамках единого органа.