Холдинг «Ситроникс», специализирующийся на производстве оборудования, программного обеспечения и оказании услуг в области создания телекоммуникационных инфраструктур, информационных технологий и микроэлектроники, объявил о новой бизнес-стратегии, которая должна помочь компании стать прибыльной и привлекательной для инвесторов.
«Основные цели, которые мы преследуем, — борьба за себестоимость и рост эффективности бизнеса», — заявил президент ОАО «Ситроникс» Сергей Асланян на пресс-конференции, проведенной 9 апреля.
По словам Асланяна, до 2008 года многопрофильный холдинг, выступая в качестве системного интегратора, часто делал ставку не на собственные продукты, а на продукты других производителей. Бизнес-подразделения холдинга, в который входят два десятка юридических лиц — в том числе НИИ молекулярной электроники, завод «Микрон», ОАО «Квант», НИИ точного машиностроения, завод полупроводниковых приборов «ВЗПП-Микрон», корпорация «Квазар-Микро», чешская компания Sitronics Telecom Solutions и греческая Intracom S. A. Telecom Solutions, — были слабо интегрированы.
«Иногда доходило даже до того, что наши бизнес-направления конкурировали в тендерах с аналогичными продуктами», — заметил Асланян.
Финансовые результаты «Ситроникса» за последнее время оставляли желать лучшего. За третий квартал 2007 года выручка снизилась на 43,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а непокрытый убыток составил более 189 млн руб. Стоимость глобальных депозитарных расписок холдинга на Лондонской бирже осенью и зимой несколько раз приближалась к 5 долл., а в начале апреля ненамного превышала 6 долл., при том что цена размещения составляла 12 долл.
Теперь же руководители холдинга намерены преобразовать его в концерн, централизовать управление, в том числе продуктовым портфелем, пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции и перейти на использование единого бренда. Для «инкубации» новых продуктов, как выразился Асланян, предполагается использовать сотрудничество с ключевыми клиентами, часть из которых, как и «Ситроникс», входят в АФК «Система». Другие аспекты продуктовой стратегии — это долгосрочный фокус на инновационных продуктах и расширение вертикали сбыта за счет потребительского сегмента, в том числе благодаря созданию потребительских товаров на базе корпоративных решений.
Серьезным изменениям подлежит номенклатура телекоммуникационных решений. Частичные сокращения ожидают производство коммутаторов традиционных телефонных TDM-сетей и решений для широкополосного радиодоступа. Новые наименования — коммутаторы NGN-сетей, решения IMS (IP Multimedia Subsystem), оптические сети доступа FTTx, «интеллектуальные» счетчики и др. Среди новых продуктов других направлений — банковские карты, навигаторы ГЛОНАСС/GPS, средства обеспечения информационной безопасности (в том числе криптографические продукты), АСУ для сельского хозяйства и пр.
Одно из направлений развития — слияния и приобретения. При этом «Ситроникс», как подчеркнул Асланян, сфокусируется на покупке небольших коллективов с собственными продуктами и областями экспертизы, которые смогли бы удачно дополнить продуктовый портфель концерна.
Планируется значительно сократить число партнеров, сосредоточившись на тех альянсах, которые позволят создавать комплексные решения для крупного бизнеса и государственного заказа в рамках национальных проектов.
С целью сокращения затрат предполагается размещать производства с учетом стоимости производственных затрат и близости основных рынков сбыта. Так, в среднесрочной перспективе «Ситроникс» собирается перенести в Китай часть производства телекоммуникационного оборудования. Там же планируется создать центр НИОКР в области приборостроения.
По словам Асланяна, «Ситроникс» в состоянии стать государственным партнером в инфраструктурных преобразованиях и выходить на рынки развивающихся стран с конкурентоспособными продуктами. У компании есть все возможности, чтобы стать глобальным концерном, уверен глава холдинга.
Среди своих конкурентных преимуществ «Ситроникс» особо выделяет наличие производства интегральных микросхем с нормой проектирования 180 нм. Возможно также, что компании удастся получить 65-нанометровую технологию (это зависит от позиции американских и европейских властей), тогда она сможет существенно упрочить свои позиции на микроэлектронном рынке.