Компании в своей каждодневной деятельности слишком полагаются на технологии, не учитывая, что зачастую возникают непредвиденные ситуации, в которых человек действует значительно эффективнее, чем компьютеры.
По мнению профессора Лондонской школы экономики Иена Энджелла, ситуация на мировом рынке, спровоцированная ипотечным кризисом в США, дает тому немало примеров, наиболее яркими из которых могут быть американский инвестиционный банк Bear Stearns и британский Northern Rock — эти финансовые институты фактически близки к коллапсу.
Энджелл известен своими мрачными прогнозами относительно негативных последствий использования технологий. На прошлой неделе он поделился своими взглядами в выступлении перед аналитиками по вопросам информационной безопасности на конференции Black Hat Europe в Амстердаме.
Проблема заключается в том, что информационные системы, применяемые в бизнесе, действуют исходя из предположений, которые далеко не всегда соответствуют тому, что происходит в реальной жизни. Формируемые этими системами данные используются для принятия решений, а это может привести к неверными выводам.
Энджелл утверждает, что необходимо по-новому взглянуть на цифровую защиту. Проблема заключается том, что установить, какие именно обстоятельства — возможно, весьма незначительные — привели к нарушению защиты, можно только «задним числом», то есть по факту нарушения.
«Но каждая организация должна поддерживать коммерческую, социальную и технологическую обратную связь и осуществлять некое подобие контроля, — считает Энджелл. — Именно этим и должен заниматься менеджер по обеспечению информационной безопасности».
Следует также отметить, что даже с появлением все более мощных, более сложных компьютерных систем без умных людей по-прежнему не обойтись.
Выводы, сделанные машинами, хороши ровно настолько, насколько корректны данные, которые у них имеются, а эти данные зачастую искажены или обманчивы. И, как заметил Энджелл, люди верят в то, что они видят на экране. Он назвал это своего рода эффектом «стеклянного колпака».
Энджелл советует помнить о неопределенности. И быть внимательными в процессе анализа данных. В качестве иллюстрации Энджелл провел среди присутствующих забавный психологический эксперимент. Он показал видео, на котором шесть человек (трое из них одеты в белые футболки, а трое — в черные) перекидываются баскетбольным мячом. Энджелл спросил присутствующих, сколько раз передали друг другу мяч люди в белых футболках. Однако, получив ответ, он пояснил действительную цель эксперимента. Он попросил аудиторию еще раз посмотреть видео и обратить внимание на середину площадки. Оказывается, между игроками прошел человек в костюме гориллы, и его не заметил никто из тех, кто пытался сосчитать количество пасов.