Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, создаваемый во исполнение постановления российского правительства от 9 августа 2006 года, был учрежден в октябре 2007-го. Его стратегической целью, по словам генерального директора Росинфокоминвеста Григория Бунатяна, является «создание системы постоянного массового финансирования инноваций в отрасли ИКТ». В декабре 2007 года министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман пообещал, что уже в феврале состоится дополнительная эмиссия акций фонда, которая уменьшит долю государства до «50% + 1 акция». По уставу после этой эмиссии фонд может приступить к инвестированию проектов. Однако акции до сих пор не выпущены.
На круглом столе Росинфокоминвеста, проведенном 27 марта, обсуждались возможные сценарии ресурсной стратегии фонда, а также инвестиционная стратегия. Глава фонда заявил, что эмиссия, возможно, будет осуществлена в июне, а официальная возможность инвестиционной деятельности появится в августе.
Бунатян предложил рассмотреть три сценария ресурсной стратегии. Согласно первому сценарию, Росинфокоминвест, буквально следуя порядку, определенному в постановлении правительства, должен сократить в 2009 году долю государства до четверти, а в 2010 году акции, находящиеся в федеральной собственности, должны быть отчуждены. По мнению Бунатяна, скорый выход государства из фонда резко снижает возможности построения стратегического партнерства; высок риск не добиться размещения акций среди частных инвесторов; из-за несоответствия сроков инвестирования минимальным периодам окупаемости проектов велика вероятность потери государственных средств; по истечении периода госучастия возникает риск того, что фонд перепрофилируется и перестанет играть роль института развития отрасли.
Второй сценарий предусматривает ограниченное время существования фонда — в течение семи-десяти лет (такой срок определяется инвестиционным циклом предприятий в стадии их развития), с сохранением участия государства на все это время. При этом задача создания отраслевого института развития частично решается, но ограничение срока влечет резкое сокращение доли прямого инвестирования после первых трех лет в пользу портфельного и снижает мотивацию к реинвестированию дохода.
По третьему сценарию, который Бунатян назвал приоритетным, фонд создается на неопределенно долгий срок с постоянным участием государства, причем весь доход, получаемый от его деятельности, реинвестируется. Бунатян считает, что лишь этот сценарий позволит создать постоянно действующую инфраструктуру финансирования инновационных проектов с достаточным потоком инвестиций, сформировать российский фондовый рынок ИКТ и обеспечить рост его капитализации. Он также подчеркнул, что фонд должен стать не только отраслевым институтом развития, но и успешным финансовым инструментом.
Говоря о возможной инвестиционной стратегии, директор Института финансовых рынков и прикладной экономики Финансовой академии при Правительстве РФ Яков Миркин заявил, что прямое копирование американской модели венчурного финансирования («посевное» финансирование — инвестиции венчурных институтов — вывод компаний на биржу) в отечественных условиях влечет для фонда экстремально высокие риски. Они обусловлены, в частности, тем, что российский малый бизнес — закрытый, заинтересован в снижении налогов, обременен регулятивными издержками и использует искаженные системы учета. По его словам, модель инвестиционного бизнеса должна характеризоваться умеренными рисками и повышенной доходностью. Поэтому предпочтительными объектами инвестирования, с точки зрения Миркина, являются инновационные и высокотехнологичные проекты компаний средней капитализации (с выручкой 1-5 млрд рублей), имеющих биржевой листинг, аудит, публичную отчетность и позитивное финансовое состояние, а также высокотехнологичные компании с выручкой от 100 млн до 1 млрд рублей, растущие на основе инновационного проекта. Вложения в ЗАО или ООО, по его мнению, должны быть ограничены особо эффективными венчурными проектами или дочерними компаниями.
Председатель подкомитета Государственной Думы по технологическому развитию Илья Пономарев заявил, что государство и венчурные инвестиции — вещи принципиально несовместимые, потому что государство не может совершать рискованные инвестиции. Кроме того, по его мнению, фонд может либо развивать отрасль, либо зарабатывать деньги, но не то и другое вместе. А одна из самых больших проблем — кадровый потенциал инновационного сообщества, то есть отсутствие в нем людей с предпринимательской жилкой.