Два с небольшим года назад, в марте 2006-го дистрибьюторская компания Merlion, открыв магазин в Набережных Челнах, дала старт розничному проекту — сети розничных магазинов «Позитроника». 27 марта Merlion, партнерами которой по большей части являются франчайзи, работающие под этим брендом, подвела итоги двухлетней работы.
На настоящий момент сеть «Позитроника» объединяет 164 магазина в 140 городах, ее оборот в 2007 году составил 200 млн долл. Впрочем, и инвестиций в свое развитие сеть требует немалых — в прошлом году сама Merlion, ее партнеры и вендоры вложили в проект около 30 млн долл. В отличие от ряда других сетей, тяготеющих к «миллионникам», магазины «Позитроники» располагаются в городах с населением не более 500 тыс. жителей. Обычно их торговая площадь составляет 100-350 кв. м (иногда больше).
Одним из ключевых преимуществ «Позитроники» генеральный менеджер Merlion Вадим Яроцкий назвал широту ее ассортимента. В среднем, в каждом магазине представлено около 5 тыс. наименований товаров, а всего в электронном каталоге, который можно найти на сайте или через специальный терминал в торговом зале, — порядка 50 тыс. позиций. Из них примерно 80% — это продукция, присутствующая в ассортименте Merlion, и около 20% формируется с учетом региональной специфики.
Несмотря на то что цены на предлагаемую электронику здесь выше, чем у конкурентов, магазины «Позитроники» привлекают довольно много покупателей. Роман Сычев, директор по франчайзингу, считает, что это достигается благодаря «бережному отношению к клиенту». Для того чтобы реализовать на практике такую политику, «Позитроника» большое внимание уделяет обучению персонала, с этой целью организован специальный учебный центр — гордость компании. Его тренеры включаются в процесс уже на первом этапе работы магазина, выезжая на место и помогая компании-партнеру в подборе персонала. Они также следят за соблюдением должностных инструкций, проводят тесты, которые помогают принимать на работу квалифицированных продавцов.
Существует и система дистанционного обучения, включающая в себя порядка 40 курсов. Задачей учебного центра является их постоянное обновление и совершенствование, а партнеры направляют на эти курсы своих продавцов, которые затем проходят аттестацию. Благодаря курсам, как отметил Сычев, некоторые продавцы сделали карьеру, получив должность управляющих магазинов.
Модель отношений «Позитроники» с дилерами построена на принципах равноправного взаимодействия. В компетенцию управляющей компании входит позиционирование и продвижение бренда, разработка и систематизация стандартов, а также контроль над их соблюдением партнерами. Именно работу по стандартам Сычев назвал самым сложным моментом в работе франчайзинговой сети. Поэтому было решено провести 2007 год в «Позитронике» под лозунгом борьбы за качество. Служба контроля проводит постоянный мониторинг — от ежедневных проверок (посредством анонимных звонков и визитов тайных покупателей) до проверки отчетности партнеров о продажах и наличии товаров. Это позволяет партнерам сравнить результаты своего бизнеса с бизнесом других магазинов сети.
В 2008 году компания намерена расширить свою сеть до 200-220 магазинов, а к концу первого квартала 2009 года — до 250. При успешном выполнении поставленных задач в следующем году общая торговая площадь составит 35 тыс. кв. м, а совокупная выручка достигнет порядка 350 млн долл.