Консолидация ИТ-рынка носит волнообразный характер. Иногда волна возникает в результате активизации поиска новых источников прибыли, независимо от действительной целесообразности объединения тех или иных производителей. Зачастую же внезапная активизация слияний и приобретений становится сигналом того, что в отрасли назрели предпосылки к радикальному обновлению, а это обещает серьезные перемены для всех пользователей.
Именно второе обстоятельство, то есть необходимость обновлений, было причиной мощной волны слияний и приобретений в секторе средств бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) в минувшем году. Сделки следовали одна за другой: корпорация Oracle купила Hyperion, SAP — Business Objects, IBM — Cognos. И это только самые крупные, еще за год были куплены многочисленные разработчики BI и средств управления эффективностью бизнеса (Corporate Performance Management, CPM) меньшего размера.
Было бы слишком просто увидеть во всех этих недавних событиях следствие того же стремления к укреплению своей «империи», которое демонстрировали крупнейшие ИТ-вендоры. И в самом деле, когда такие гиганты как Oracle, IBM или Microsoft, заключают громкую сделку, это порождает вторичные волны, захватывающие других производителей, инвесторов, структуры исполнительной власти и аналитиков. Весь ИТ-рынок приводит себя в готовность к дальнейшей консолидации, которая несет с собой новые перспективы для бизнеса и новые угрозы.
В комментариях недавних событий неоднократно возникала тема «конца эпохи чистой бизнес-аналитики». По своей доле рынка Business Objects, Cognos и Hyperion относятся (или уже следует говорить «относились»?) к числу самых крупных деятелей этой эпохи. Но после их ухода рынок вовсе не опустел — на нем действуют конкуренты меньшего масштаба, среди которых SAS Institute, MicroStrategy, Information Builders, Actuate, JasperSoft и Pentaho. Эти компании сохраняют независимость (при том, что, безусловно, любая компания имеет свою цену и многие уже обратили на себя внимание потенциальных покупателей).
Столь же важно и то, что в самых разных сегментах обширной сферы BI появляются новые производители — они специализируются на таких задачах, как подготовка отчетов, OLAP, разработка интерфейсов в стиле «приборных досок» (dashboard), прогностический анализ, добыча данных, анализ текстовых документов, интеллектуальные средства поиска и обработка сложных событий (Complex Event Processing, CEP). Часть из этих компаний стремится выделиться из числа конкурентов путем выбора новых подходов к предоставлению функциональности BI, таких как «программа как услуга», продукты с открытым кодом, специализированные прикладные серверные приставки и др.
В основе тенденции к слияниям и приобретениям лежит осознание производителями того обстоятельства, что BI может стать, образно говоря, самым ярким компонентом в их портфеле решений в сервис-ориентированной архитектуре (SOA). Хотя IBM, Oracle и SAP уже располагают достаточно основательными средствами бизнес-аналитики, эти компании не занимают первых позиций в списке производителей таких средств, — точнее, не занимали до тех пор, пока не приобрели действительно ключевых игроков этого рынка.
Пакет SOA и средств промежуточного слоя нельзя назвать полным, если в нем нет исчерпывающего набора функций BI. Не только в Oracle, IBM и SAP, но и в Microsoft за последний год также расширили свой портфель BI.
Тем не менее даже после завершения всех сделок, у ведущих производителей пакетов SOA не будет сильных предложений BI по целому ряду функциональных областей, таких как добыча данных, анализ текстовых документов и CEP. Более того, многим компаниям, специализирующимся на SOA, в том числе Tibco, Progress Software, Software AG и Red Hat/JBoss, практически нечего предложить на рынке BI/CPM. Этот дефицит будет оставаться движущей силой слияний и приобретений в течение ближайших лет. До сих пор большинству этих производителей приходилось заключать те или иные партнерские отношения с разработчиками решений BI/CPM, чтобы предлагать своим клиентам полный набор функций подготовки отчетов, поддержки запросов и оценочных ведомостей, OLAP, прогностического анализа и др.
Отраслевые эксперты соревнуются в составлении собственных списков производителей SOA, которым нужны функции BI, а также «чистых» производителей BI, которые могли бы выиграть в случае, если бы их продукты вошли в состав полных пакетов SOA. Есть основания ожидать новой волны слияний среди производителей SOA и BI/CPM «второго эшелона» в самое ближайшее время. С другой стороны, имеется достаточный инвестиционный капитал, владельцы которого ожидают очередных больших ставок, а акционеры и топ-менеджеры не готовы отказываться от крупного предложения. А значит, эти тесно связанные между собой рынки еще будут сотрясать известия о масштабных сделках.
Впрочем, не стоит поддаваться страхам, чувству неопределенности и сомнениям, которые нагнетаются «чистыми» производителями BI среди клиентов приобретаемых компаний. Учитывая благотворное воздействие Oracle на Hyperion, а также автономию, которую Business Objects и Cognos, вероятнее всего, получат от своих новых владельцев, ни одному их нынешнему клиенту не стоит беспокоиться, что вложенным в их продукты деньгам что-то угрожает.
Действительно, Oracle и IBM уже выработали план действий по сохранению и укреплению линеек приобретенных ими продуктов. Есть все основания полагать, что и большинство устоявшихся торговых марок BI сохранятся под эгидой новых владельцев, которые формируют мощную инфраструктуру SOA, ориентированную на интеграцию и достижение большей гибкости решений партнеров и клиентов.
Почти наверняка в составе SAP, которая еще не осуществляла поглощения такой крупной и диверсифицированной компании, как Business Objects, последняя будет предлагать свои продукты на правах самостоятельной группы продуктов. Business Objects получит достаточную свободу действий для укрепления своих позиций на рынке BI и при этом сможет осваивать сектор CPM, а также принципы доставки программ как сервисов, создавать специализированные приложения, развивать предложения для среднего бизнеса и для других растущих секторов. На деле весьма вероятно, что Business Objects предстоит роль главной силы в той борьбе, которую ведет ее новый владелец, SAP, за господство на рынке пакетных бизнес-приложений.
Следует иметь в виду, что позиция «мы независимы и гордимся этим» производителей BI/CPM на деле означает, что они ждут достаточно выгодного предложения. Еще одной уловкой, к которой они прибегают, служит заявление, что от вхождения их в состав более крупной компании пострадает интероперабельность с конкурирующими решениями BI/CPM. Однако пример расширения IBM партнерских связей и лицензирования с Business Objects, о чем было объявлено спустя несколько недель после сделки Business Objects с SAP и незадолго до того, как IBM обратилась к предложением с Cognos, свидетельствует скорее об обратном.