Если с использованием пиратских программ в российских школах уже началась борьба, то другие учебные заведения только ждут своей очереди. И ждать, скорее всего, им придется недолго. В связи с этим санкт-петербургский Институт прикладной автоматизации и программирования (ИПАП) провел в конце января первую конференцию «Проблемы внедрения и использования открытого программного обеспечения в образовательных учреждениях». В мероприятии помимо компаний, занимающихся разработкой и внедрением свободного программного обеспечения, приняли участие представители образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в основном — высших.
Большинство университетов развернутая борьба с пиратством пока обходит стороной. Однако некоторые вузы, не дожидаясь санкций, начали переходить на свободное программное обеспечение и готовы поделиться полученным опытом с другими учебными заведениями.
Так, Антон Сергеев, представляющий Санкт-петербургский государственный университет авиаприборостроения, рассказал о применении открытых технологий в создании АСУ вуза.
Вадим Монахов и Сергей Немнюгин, доценты кафедры вычислительной физики Санкт-петербургского государственного университета, посвятили свои выступления обучению студентов и школьников с использованием открытого программного обеспечения.
В Северо-Западном государственном заочном техническом университете применяют открытую систему дистанционного обучения Moodle и открытый сервер видеоконференций OpenMeeting. Об этом рассказал Дмитрий Семенов, заместитель директора информационно-логистического центра СЗТУ. Алексей Розов, системный инженер лаборатории Санкт-петербургского института машиностроения, поделился опытом организации и обслуживания учебных рабочих станции на основе дистрибутива Slackware Linux.
Представители ИПАП, организатора конференции, поведали историю об экономии 1 млн. руб. путем внедрения Linux и OpenOffice на рабочих местах института (их всего 50). При этом не только остановились на положительном эффекте, но и рассказали о проблемах.
Так, у пользователей возникли сложности с чтением текстов при обмене документами с внешним миром. Но больше всего нареканий от пользователей, по словам заместителя директора ИПАП по научной работе Станислава Макогона, возникло из-за того, что они привыкли работать в другой среде. Команды в меню расположены не так, названия у них зачастую другие. Поэтому первую неделю-полторы работы со свободным программным обеспечением нагрузка на специалистов, занимавшихся установкой и поддержкой, была очень велика. Однако через месяц количество обращений снизилось до уровня, характерного для Windows и Microsoft Office.
На Linux за один день
По словам Павла Фролова, директора компании LinuxCenter, есть примеры успешного перехода вузов на Linux, но с оговорками. Перейти на Linux в общем-то очень просто, и некоторые школы осуществляли такой переход в пожарном режиме, буквально за один день. Однако при этом учебный процесс останавливался, поскольку в спешке удалялись многие нужные файлы. Поэтому, полагает Фролов, желательно не затягивать с переходом до последнего момента.
Участники конференции не могли не упомянуть государственную программу по переходу к концу 2009 года на использование в российских школах отечественного пакета свободного программного обеспечения. По их сведениям, основной проблемой при ее реализации является катастрофическая нехватка кадров (специалистов по обучению, внедрению, поддержке), что было несложно предвидеть.
«Государственных денег не хватит, чтобы довезти специалистов до каждой школы, — заявил Кирилл Маслинский, руководитель издательских проектов компании ALT Linux. — Школам нужно растить собственные кадры при поддержке сообщества линуксоидов». Вузы решают проблему нехватки кадров путем привлечения к проектам внедрения свободного софта студентов старших курсов и аспирантов. Для подавляющего большинства школ этот опыт вряд ли можно считать приемлемым. По опыту компании LinuxCenter, дистанционное обучение в этой сфере не очень эффективно. По этой причине компания перешла на очную форму и открыла семь региональных офисов.