В Москве с 29 по 30 января прошла Восьмая международная конференция «Новые информационные технологии в образовании (Использование программных продуктов фирмы ‘1С’ в инновационной деятельности образовательных учреждений)», в которой приняли участие более 800 человек.
В прошедшем году «1С» заключила 500 новых договоров с учебными заведениями, в результате чего общее их количество превысило 3 тыс. Теперь одна из главных задач компании — продвижение среди образовательных учреждений решений на платформе «1С:Предприятие 8». В 2007 году курсы по ней прошли преподаватели из 58 учебных заведений, и работники 32 других обучаются в настоящее время.
Основные темы, поднятые в ходе конференции, касались использования продуктов «1С» в учебной, научной и хоздоговорной работе, а также для автоматизации управления образовательными учреждениями. Кроме того, ряд выступлений был посвящен формированию образовательных стандартов третьего поколения по ИТ-специальностям с учетом профессиональных стандартов, а также переходу на двухуровневую систему образования. Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Нелли Розина заявила, что пришло время прекратить споры о том, чему учить. Отныне образовательные стандарты будут предписывать, какими практическими навыками должен обладать выпускник, а ответственность за подбор дисциплин перекладывается с федерального уровня на места. В ответ представители учебных заведений предложили сделать процесс разработки образовательных стандартов более открытым, в частности публиковать его промежуточные результаты в Internet. Организаторы, однако, возразили, что если изначально так и было, то сейчас, когда государство объявило тендеры на закупку макетов стандартов, учебно-методические объединения предпочитают скрытность, дабы их проекты не попали в руки конкурентов.
Другая проблема, волнующая как учебные заведения, так и «1С», — организация преддипломной практики студентов на реальных проектах. В «1С» признались, что компании пока не удалось создать единой технологии распределения учащихся на практику среди своих партнеров. Основное препятствие — сопротивление франчайзи. Из региональных компаний на организацию такой практики соглашаются только наиболее крупные, которые, по словам директора «1С» Бориса Нуралиева, лучше осознают кадровую проблему.
Для того чтобы побудить партнеров к большей активности, в этом году решено объявить два конкурса: — «Лучший дипломный проект» и «Лучшая точка практики».
Пристальное внимание посетителей конференции привлекли доклады по использованию информационных технологий для автоматизации управления учебными заведениями. Несмотря на существование большого числа подобных решений, представители образовательных учреждений пожаловались, что все они выполняют разрозненные задачи. Сегодня же, по их мнению, назрела необходимость создания единого программного продукта, обеспечивающего автоматизацию всей без исключения деятельности образовательного учреждения.
В «1С» находят это обоснованным. Директор по проектам «1С» для образования Павел Гудков пообещал, что компания займется данным вопросом, и выразил надежду на поддержку со стороны Министерства образования и науки и Федерального агентства по образованию. Нуралиев, в свою очередь, посетовал, что все решения «1С» для бюджетных организаций пока остаются на старой платформе. Первым продуктом для бюджетников на новой платформе станет «1С:Бухгалтерия», уже находящаяся в разработке. Нуралиев заявил, что, возможно, к концу 2008 года «1С» успеет перевести на «восьмую» платформу все базовые продукты для бюджетных организаций, и тогда можно будет приступать к отраслевым решениям.
По итогам конференции со стороны образовательных учреждений прозвучал и ряд других пожеланий — содействие повышению квалификации преподавателей ИТ-дисциплин в соответствии с современными программными продуктами и требованиями профессиональных стандартов, более активное внедрение системы качества образовательного процесса с использованием ИТ, обеспечение безопасности информации в компьютерных классах, повышение использования средств разработки для развития творческих способностей учащихся и др.