IBM Research Labs, одно из самых футуристических подразделений IBM, располагается в старинном поместье Хэшли-Парк в Хэмпшире, на юге Англии. В лаборатории, созданной полвека назад, сегодня работает около 3 тыс. сотрудников, занятых теоретическими и прикладными исследованиями, часть из которых имеет потребительское предназначение. Как всякая крупная компания, стремящаяся активно воздействовать на рынок, IBM обязана мыслить широко и перспективно. Она может позволить себе наряду с проектами, составляющими ее основной бизнес, вести исследования и разработки, определяющие завтрашний массовый спрос, а затем делиться достигнутыми результатами с партнерами и таким образом формировать среду для будущего бизнеса.
Чтобы узнать предпочтения будущих потребителей и в соответствии с этим выбрать, во что инвестировать, в IBM проводят широкомасштабные опросы. Так, несколько лет назад было проанкетировано свыше 150 тыс. человек в 104 странах. Полученные ответы стали основой для впервые объявленной тогда программы Next 5 in 5, что следует понимать как «Пять новаций на пять лет». По результатам опроса эту пятерку составили следующие направления: телемедицина, распознавание речи в режиме реального времени, трехмерный Internet, нанотехнологии, а также мобильные телефоны, способные улавливать намерения владельцев. И хотя с тех пор пяти лет еще не прошло, приоритеты заметно изменились, и для представления новой великолепной пятерки в Москву прибыл Энди Стэнфорд-Кларк, обладатель званий «ведущий изобретатель» и «заслуженный инженер IBM», автор десятков патентов, помимо основной деятельности увлеченный разведением южно-американских верблюдов — лам.
В изложении Стэнфорда-Кларка сегодня в число пяти основных направлений для «бытовых» инноваций входят: экономически мотивированные методы экономии энергии и ресурсов в быту; автоматизация отдельных функций автомобиля и автомобильного движения; контроль состава потребляемых продуктов с использованием современных методов идентификации, в том числе RFID; расширение функций сотовых телефонов, превращение их в универсальный механизм для доступа к информационным ресурсам и управления бытовой техникой; передача медицинских параметров в клинику непосредственно из дома пациента без участия врача.
Очевидно, обновленный список стал более приземленным, зато многие решения уже находятся в одном шаге от массового внедрения.
И хотя все представленное интересно и многообещающе, складывается впечатление, что период взрывообразного роста электронного потребления проходит. С одной стороны, потенциал для восприятия новаций со стороны потребителей постепенно снижается, к тому же функциональность приборов и устройств имеет логический предел. С другой стороны, новации не являются радикальными, в подавляющем большинстве это улучшения и усовершенствования. Нельзя забывать и о том, что на пути изобретений, как перечисленных выше, так и других, есть серьезное препятствие — постоянное расширение возможности для постороннего вмешательства и нарушения прав личности. Нерешенными остаются многие социальные и психологические вопросы внедрения новых технологий, а также цифрового неравенства, в том числе из-за функциональной неграмотности (то есть элементарного неумения читать инструкции и понимать прочитанное) значительной части населения.