Джон Чамберс недавно объявил о том, что он не намерен уходить из Cisco Systems в течение ближайших трех-пяти лет, и Чарли Джанкарло, по мнению многих планировавший со временем занять пост генерального директора компании, объявил о том, что покидает ее. Похоже, в поисках преемника Чамберса Cisco придется начинать все сначала. Понятно, что любой компании, которая намерена просуществовать больше двух десятилетий, нужна стратегия преемственности лидеров, но нет никаких сомнений и в том, что решение этой задачи сопряжено с немалыми трудностями. Cisco — не первая технологическая компания, возглавляемая харизматическим лидером, за которым, образно говоря, невозможно угнаться. Иногда лидеры, являющиеся яркими личностями, способны вознести свою компанию до небес, а иногда — довести ее до могилы.
Кен Олсен из Digital Equipment Corporation в 70-е годы был, пожалуй, одной из самых значительных фигур в американском бизнесе — человеком, который вывел DEC из полной неизвестности на второе место в рейтинге компьютерных компаний. Специалисты всерьез говорили о том, что мини-компьютеры DEC отодвинули мэйнфреймы IBM на второй план, сделав DEC технологической компанией номер один в мире. Олсен уверенно держался перед клиентами и представителями средств массовой информации и всегда имел собственное твердое мнение. Именно эта твердость и сыграла с ним злую шутку.
Олсен свято верил в непогрешимость закрытых фирменных технологий. В 80-х годах он называл операционную систему Unix шарлатанским «змеиным маслом». А еще чуть раньше он допустил, по-видимому, свою самую серьезную ошибку. «Нет никаких причин для того, чтобы устанавливать компьютер у себя дома» — вот еще одно ставшее знаменитым высказывание Олсена. Два этих заявления в итоге повлекли за собой следующую цепочку событий: DEC была куплена производителем персональных компьютеров Compaq, а его в свою очередь приобрела компания HP, заметно уступавшая в свое время в конкурентной борьбе с DEC.
Компания Apple была основана Стивом Джобсом и его друзьями Стивом Возняком и Роналдом Уэйном, но именно Джобс олицетворял и олицетворяет собой Apple. Он наделен очень сильной харизмой, порой демонстрирует изрядное высокомерие и никогда не дает скучать журналистам. Первый период его пребывания «у руля» Apple закончился после столкновения с его преемником в роли генерального директора Джоном Скалли, которого он сам же и назначил. В результате Джобс ушел из Apple и основал компанию Next Computers. Однако Скалли и его последователям так и не удалось упрочить позиции Apple, и в 1997 году Джобс вернулся обратно. С этого момента Apple превратилась в мастерскую «высокой технологической моды».
Пример Джобса иллюстрирует очень важный момент, особенно в сравнении с историей Олсена. Харизматическим и даже самонадеянным быть хорошо, если вы не делаете никаких ошибок. Организация с сильным лидером способна сворачивать горы, но лишь до тех пор, пока лидер все делает правильно. Как только он начнет допускать грубые промахи, все пойдет совсем не так.
А теперь вернемся к Cisco и Чамберсу. Не будучи таким харизматическим, как Джобс, и не обладая выдающимся стратегическим мышлением, Чамберс тем не менее в 2007 году сумел принять ряд критически важных решений, которые, возможно, ведут Cisco в правильном направлении. Речь в данной ситуации идет не о крупной сделке с Scientific Atlanta, а о значительно менее весомой в денежном выражении покупке компании WebEx и о смещении акцентов в сторону программного обеспечения, с которым Cisco связывает свое будущее. Cisco, крупнейший поставщик сетевого оборудования, уделяет все более серьезное внимание программам, и если считать, что именно программное обеспечение является ключом от будущего сетевых технологий, то Cisco уже близка к тому, чтобы открыть запертые прежде двери.
Вряд ли что-то способно пошатнуть позиции Cisco в области программного обеспечения в ближайшие три-пять лет, которые отмерил себе Чамберс, но это вовсе не означает, что компания находится в абсолютной безопасности. Олсен совершил катастрофический промах, однако погубило DEC совсем не это, а то, что после ухода Олсена не нашлось никого, кто мог бы помочь компании исправить его ошибку. Вероятно, в Cisco все хорошо понимают свои слабые места. «Коллективный подход» к управлению, который компания провозгласила после объявления об уходе Джанкарло, направлен на построение по-настоящему профессиональной организационной структуры. По словам Чамберса, в Cisco сегодня имеется целый ряд молодых талантов, которые своими решительными действиями вполне способны построить подобную организацию.
Именно так поступала в свое время Apple, и, что еще важнее, это продолжалось и в середине 80-х, после ухода Джобса. Так почему же не был сделан следующий шаг? В Apple решили, что создание профессиональной структуры лучше всего служит для выявления неспособности профессионалов справляться со стоящими перед ними задачами. Нужно ли внешнее вдохновляющее воздействие для успешного развития технологий? Опыт IBM показывает, что нет. Корпорация IBM является гигантом сегодня и была таковым еще на заре компьютерной отрасли в 40-х годах. Основатели корпорации Томас Уотсон и его сын были весьма умными людьми, но они не выставляли себя в качестве шоуменов подобно Джобсу или Чамберсу. Большинство пользователей даже не знают, кто сегодня возглавляет IBM (этого человека зовут Сэм Палмисано), и при этом организация управления в IBM находится на одном из наиболее высоких профессиональных уровней в ИТ-отрасли. Но IBM была первой, и ей не пришлось развиваться в глобальную корпорацию в мире, ориентированном на массового потребителя.
Чамберсу известно, что сегодня покупателям технологий не нужно обладать специальным образованием — его у них может и не быть. Лучшие умы в Nike и Reebok занимаются производством кроссовок, а не технологий. Чамберс воодушевляет людей, и его харизматическое влияние заставляет покупателей вслед за ним и за Cisco идти на риск, на который за кем-то другим они никогда не пошли бы. Возможно, Джанкарло, который привык разъяснять и обосновывать, а не вдохновлять, так и не справился бы с этой задачей, но кто тогда? У IBM в конечном итоге акценты сместились от личности Уотсона в сторону IBM как организации. Примерно такой же путь придется пройти и Cisco, и, разумеется, Apple.
Одна из основных причин возможного превращения программного обеспечения в ключевое направление для Cisco заключается в том, что его можно будет «пощупать». Какое влияние успех iPod — игрушки, благодаря которой к логотипу Apple прикасаются сегодня миллионы рук, а имя компании слетает с миллионов губ, — оказал на общий успех Apple? Может ли Cisco, ограниченная пространством корпоративных сетей, добиться того же? Думаю, что нет, но она вполне могла бы выйти на рынок товаров для домашних пользователей, предложив им программное обеспечение. Если это произойдет, Cisco преодолеет свои управленческие трудности за счет «переноса харизмы» и наряду с IBM и Microsoft займет в глазах массовых потребителей достойное место в списке законодателей мод эпохи высоких технологий.