ИТ-отделы в компаниях уходят в прошлое, и работники соответствующих специальностей останутся не у дел из-за перехода их работодателей на ИТ-сервисы, предоставляемые по принципу коммунальных услуг. Такой прогноз в своей новой книге The Big Switch: Rewiring the World from Edison to Google (что можно примерно перевести как «Великий перелом: от Эдисона до Google») дает небезызвестный Николас Карр.
Известность Карру принесла провокационная статья в Harvard Business Review под названием Does IT Matter? («Есть прок от ИТ?»). В статье, опубликованной в 2003 году, утверждалось, что инвестиции в информационные технологии не дают компаниям стратегических преимуществ, поскольку в тот момент, когда одна компания внедряет новую технологию, то же самое делают и ее конкуренты.
Статья в Harvard Business Review сделала Карра заклятым врагом производителей аппаратного и программного обеспечения и не прибавила ему друзей среди руководителей информационных служб и других специалистов по ИТ. Однако новая книга Карра, скорее всего, вызовет у них еще больший гнев.
«В долгосрочной перспективе ИТ-отделы вряд ли сохранятся, по крайней мере в том виде, в котором они существуют сейчас, — пишет Карр. — Шансов остаться у них крайне мало, учитывая массовый перевод бизнес-приложений из частных центров обработки данных в так называемое ‘облако’. Бизнес-подразделения и даже отдельные специалисты могут напрямую управлять обработкой информации, отказавшись от посреднических услуг многочисленных технических специалистов».
Это, по мнению Карра, произойдет потому, что компании, предоставляющие информационные сервисы как коммунальные услуги, заменят корпоративные ИТ-отделы во многом так же, как в начале ХХ века электрические компании заставили предприятия отказаться от использования внутрикорпоративных генераторов электричества.
Карр напоминает о том, как владельцы фабрик сначала использовали свои собственные генераторы. Однако по мере того, как снабжение электроэнергией становилось все надежнее и экономичнее за счет массовости, предприятия стали отказываться от своих электрогенераторов и передали столь важную функцию своей работы сторонним электрическим компаниям.
По мнению Карра, то же самое произойдет и с «коммунальными» компьютерными системами. Он допускает, что организациям, предоставляющим такого рода услуги, необходимо значительно повысить безопасность, надежность и эффективность. Но при этом он утверждает, что возможности Internet в сочетании с тем, что компьютерные аппаратные и программные системы становится все более массовым, позволят модели коммунальных услуг вытеснить существующую сейчас модель «клиент-сервер».
«Всегда было понятно, что чисто теоретически компьютерные ресурсы, как и электричество, можно получать по сети из крупномасштабных коммунальных предприятий, и такие централизованные ‘генераторы’ смогут действовать более эффективно и гибко, чем разрозненные внутрикорпоративные центры обработки данных», — пишет Карр.
По словам Карра, есть несколько причин для перехода на модель коммунальных услуг. Одна из них заключается в том, что компьютеры, системы хранения, сетевые устройства и наиболее широко используемые приложения становятся массовыми продуктами.
Он утверждает, что даже ИТ-специалисты во всех компаниях одинаковы.
«Большая их часть выполняет рутинную работу по обслуживанию, тем же самым занимаются и их коллеги в другой компании», — заметил он.
Карр подчеркнул, что большая часть центров обработки данных имеет избыточные ресурсы, поскольку уровень их загрузки составляет 25–50%. Еще один стимул к распространению коммунальных компьютерных систем — большое количество электричества, потребляемое центрами обработки данных, которые могут расходовать в 100 раз больше энергии, чем другие коммерческие офисные здания.
«Создание десятков тысяч независимых центров обработки данных, которые используют одно и то же оборудование, аналогичное программное обеспечение и обслуживаются специалистами одного уровня, оказывает негативное влияние на экономику по целому ряду параметров, — пишет он. — Это приводит к появлению избыточных ИТ-активов в каждом секторе экономики, не позволяя добиться такого роста производительности, который может обеспечить автоматизация центров обработки данных».
Карр называет Google лидером в области коммунальных компьютерных систем. По его словам, у Google самые крупные и самые совершенные центры обработки данных на планете, и она использует их для предоставления таких сервисов, как Google Apps, которые призваны в перспективе составить конкуренцию традиционному клиент-серверному программному обеспечению, выпускаемому такими производителями, как Microsoft.
«Если предприятия могут в полной мере полагаться на коммунальные компьютерные системы, подобные тем, что имеются у Google, для того чтобы удовлетворить все или большую часть своих потребностей в ИТ, они смогут сэкономить те деньги, которые в противном случае им пришлось бы потратить на свое собственное аппаратное и программное обеспечение, и не отдавать все эти средства в казну Microsoft и других ИТ-гигантов», — подчеркнул Карр.
Карр отметил, что многие ведущие ИТ-производители, в том числе Microsoft, Oracle, SAP, IBM, HP, Sun и EMC, адаптируют свои клиент-серверные продукты к условиям эпохи коммунальных компьютерных систем.
«Некоторые из традиционных производителей добьются успеха, перейдя на новую модель, а другие ждет неудача, — пишет Карр. — Но всем им следовало бы тщательно изучить примеры General Electric и Westinghouse. Сотню лет назад обе эти компании зарабатывали большие деньги, продавая системы и компоненты для производства электричества отдельным компаниям. От этого бизнеса стали отходить по мере того, как крупные энергетические предприятия начали заниматься поставкой электроэнергии. Но GE и Westinghouse смогли найти себе новое место на рынке».
Карр сулит ИТ-специалистам нелегкое будущее. Он предсказывает эпоху коммунальных компьютерных систем, в которую для управления всеми корпоративными ИТ-операциями понадобится один человек, сидящий за ПК и передающий по Internet простые команды удаленному коммунальному предприятию.
Он предсказывает исчезновение не только персонального компьютера, который, по его словам, лет через двадцать превратится в настоящий музейный экспонат, но и печальную судьбу программистам, чье время уходит.
Карр приводит несколько примеров успешных Internet-компаний, в том числе YouTube, Craigslist, Skype и Plenty of Fish, где работает минимум ИТ-специалистов. Когда в 2006 году Google купила YouTube, здесь работало 60 человек. Всего 22 сотрудника Craigslist поддерживают работу сайта, содержащего миллиарды страниц. Компания Skype, предоставляющая услуги Internet-телефонии, обслуживает 53 млн. пользователей, хотя в самой компании работает лишь 200 человек. А Internet-сайт знакомств Plenty of Fish поддерживает всего один человек.
«Учитывая, какие экономические преимущества получают компании, работающие в Internet (причем, эти преимущества будут расти по мере того, как с совершенствованием коммунальной модели будут снижаться цены на обработку данных и коммуникации), у традиционных фирм может не оказаться другого выхода, кроме как аналогичным образом менять свой бизнес, при этом увольняя многие миллионы людей», — прогнозирует Карр.
И такое будущее, по словам Карра, ждет не только специалистов по информационным технологиям. Не менее тревожные перспективы он сулит и журналистам.
«По мере того как все больший доход начинает приносить контент, генерируемый пользователями, по-видимому, самую серьезную угрозу такие социальные сети несут не крупным медиа-корпорациям, а отдельным профессионалам — журналистам, редакторам, фотографам, исследователям, аналитикам, библиотекарям и другим специалистам по работе с информацией, которых, вполне вероятно, заменят… люди, работающие бесплатно».
Доводы Карра относительно будущего коммунальных компьютерных систем логичны и неплохо сформулированы. Он предлагает сравнить эволюцию электрических компаний в начале ХХ века с эволюцией компьютерных систем, которую мы наблюдаем сейчас.