Компания AMD намерена принять участие в изменении отечественных нормативных актов, регулирующих сферу государственных и муниципальных закупок. Об этом представители производителя микропроцессоров заявили на пресс-конференции «Консолидация усилий по аналитике государственного заказа». Кроме AMD, в ней участвовали Институт управления закупками и продажами при ГУ-ВШЭ и межрегиональная общественная организация «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам».
Основные проблемы, которые обсуждали участники, — недостаточное урегулирование законом сферы госзаказа и нарушения законодательства заказчиками. В статье 22, части 3 Федерального закона № 94-ФЗ указано, что «конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования… или наименование производителя». Но, как правило, заказчик указывает торговую марку, что ставит конкурирующих производителей в неравные условия.
Михаил Евраев, руководитель департамента контроля за размещением госзаказа ФАС, отметил, что проблемы с нейтральностью требований — самые серьезные. «Формальные нарушения, например несоблюдение сроков процедур, через полгода-год сойдут на нет сами, а мы хотим произвести ряд изменений в законе, которые должны сделать спецификации более прозрачными и в то же время облегчить жизнь заказчикам», — считает он.
По результатам проведенного «Гильдией» мониторинга, представленным ее экспертом Павлом Колыхаловым, только 0,3% всех заказов можно назвать нейтральными. Причем доля «правильных» региональных заказов вдвое выше, чем федеральных. Изучались при этом аукционы и конкурсы, прошедшие с апреля 2006-го до третьего квартала 2007 года (всего исследовалось 526 торгов, которые провели 400 заказчиков, информация бралась с сайтов организаций).
Для решения проблемы по инициативе «Гильдии» предполагается создать независимый аналитический портал, поскольку, как заверила Кузнецова, в настоящее время «нет общедоступных ресурсов, публикующих аналитические данные, не ведется общественный мониторинг эффективности государственных и муниципальных закупок, отсутствует информация о востребованности тех или иных специалистов госзакупок, не сформирован банк данных по ним и не ведутся их персональные рейтинги».
На портале, который заработает к весне, будут публиковаться обзоры, материалы конференций и круглых столов по формированию заказов, коррупции и рынку в целом.
С целью популяризации идеи проведения закупок компьютерной техники на основе тестов производительности в AMD также создали новый ресурс — x86tenders.ru. Предполагаемые посетители сайта — заказчики, производители техники, ИТ-специалисты и контролирующие органы — могут в комплексе изучить ситуацию вокруг «закрытых» технических требований и подробно ознакомиться с методиками создания спецификаций на базе независимых тестов.
Для AMD такого рода деятельность может оказаться существенным подспорьем в бизнесе, поскольку процессоры часто оказываются среди тех параметров, которые в тендерных условиях специфицируются «в явном виде».
Представительство компании планирует отслеживать проведение гостендеров и опротестовывать их в случае обнаружения «профильных» нарушений. В докладе Пера Бара, руководителя группы AMD Public Sector в регионе EMEA, приводились данные, согласно которым в большинстве тендеров указывались торговые марки при закупках компьютерных систем. Указание товарного знака Intel автоматически исключало процессоры AMD из участия в конкурсе. Косвенные ссылки на конкретного производителя — например, при указании тактовой частоты или специфических компонентов системной платы, — также некорректны.
Для оценки производительности серверов и рабочих станций в AMD рекомендуют использовать тесты Standard Performance Evaluation Corporation (SPEC) и Transaction Procession Performance Council (TPC), а для настольных ПК и ноутбуков — тестовый пакет SYSmark 2004SE. Бар при этом ссылался на директиву Европейского парламента и Совета Европы 2004/18/ЕС от 31 марта 2004 года «О координации процедур получения публичных контрактов на выполнение работ, публичных контрактов на снабжение и публичных контрактов на оказание услуг», в которой сказано, что технические требования должны предоставлять равные права абсолютно всем участникам. Исключения допускаются только в тех случаях, когда сделать точное описание предмета контракта возможно, только указав конкретную модель, технологический процесс или источник поставок, однако при этом такое описание должно сопровождаться припиской «или эквивалент».