Компания Cisco System, которая традиционно ориентируется на крупных клиентов и операторов связи, уделяет в настоящее время значительное внимание продуктам для предприятий малого и среднего бизнеса, а также разработке решений в области унифицированных коммуникаций, обеспечивающих предоставление этим организациям телекоммуникационных услуг.
Такая стратегия соответствует тенденциям развития рынков, на которых компания получает основные доходы. Так, по данным компании AMI-Partners, увеличение ИТ-бюджетов американских организаций сегмента малого и среднего бизнеса более чем вдвое опережает соответствующие показатели крупных предприятий.
При этом, как отметил менеджер по развитию бизнеса «Сиско Системс» Илья Федорушкин во время семинара для операторов связи, организованного в начале декабря, небольшие компании порой не имеют собственных специалистов, способных квалифицированно обслуживать телекоммуникационное оборудование и АТС. Операторы же заинтересованы в увеличении среднего дохода на единицу абонентского оборудования (ARPU), эффективным инструментом повышения которого является предоставление так называемых управляемых услуг (Managed Services).
Аналитики компании Ovum отмечают, что все большее число корпоративных заказчиков считают целесообразным пользоваться услугой, получившей название Centrex. Ее суть состоит в том, что провайдер предоставляет клиенту и телекоммуникационное оборудование (размещенное на провайдерской же площадке), и услуги по его обслуживанию.
Управляемые услуги являются фактически различными формами аутсорсинга сервисов — от Centrex до предоставлением абонентам только обычных телефонных или IP-каналов связи.
В число управляемых услуг входит, в частности, обслуживание граничных маршрутизаторов и поддержка виртуальных частных сетей, управление УАТС, решениями в области безопасности. Эти сервисы могут совмещаться с предоставлением в аренду соответствующего телекоммуникационного оборудования.
«Для реализации управляемых услуг операторам требуются дополнительный персонал, приобретение оборудования, наличие средств администрирования. Предоставление им пакетированных решений, способных, в частности, почти полностью удовлетворить коммуникационные потребности компаний с численностью сотрудников от 8 до 96 человек, должно значительно упростить переход к новому виду сервисов», — отметил Федорушкин.
К таким решениям относятся, например, являющаяся телекоммуникационным «комбайном» платформа Cisco Unified Communications 500, а также маршрутизаторы ISR 2800 и 3800, обеспечивающие возможность поэтапного наращивания уровня IP-сервисов, необходимых клиентам.
Согласно оценкам Cisco, предоставление в аренду таких устройств (совместно с IP-телефонами) и управление ими способно увеличить ARPU в среднем в полтора раза по сравнению с доходами операторов только за счет услуг базовой телефонии.
Эксперты Ovum полагают, что объем глобального рынка управляемых IP-услуг превысит в 2009 году 40 млрд. долл., причем самыми высокими ежегодными темпами роста — до 65% — будет характеризоваться передача голоса «поверх» IP.
В нашей стране управляемые услуги предоставляются, по данным Федорушкина, только компанией «Эквант». В Cisco считают, что развитию этого вида бизнеса должны способствовать лизинговые предложения Cisco Capital, а также недавно объявленная партнерская программа Cisco Managed Services Channel Program.