Вспоминая начало 80-х годов, когда в корпорациях приступили к использованию персональных компьютеров, можно отметить, что самым важным достижением этого периода стало разрушение монополии профессионалов в области информационных технологий на информацию и работу с ней. Электронные таблицы некоторое время оставались единственным приложением для ПК, но и их было вполне достаточно для многих пользователей. Конечно, требовалось большее — например, приложения для управления базами данных.
Радовала уже сама по себе возможность обрабатывать информацию, однако неограниченный доступ к структурированным данным (которые хранились на мэйнфреймах) открывал квалифицированным специалистам возможности гибкого и быстрого анализа информации, причем не нужно было ждать (иногда по несколько месяцев), когда же отдел программирования для мэйнфреймов сможет сформировать для них новое представление имеющегося там, говоря современным языком, контента.
Поэтому уже вскоре на ПК появилось множество программ управления базами данных, самой легендарной из которых была dBase II компании Ashton-Tate, а десять лет спустя ей на смену пришла реляционная СУБД Microsoft Access. Однако с самого начала для любой работы, выходящей за рамки элементарных действий, требовались, по крайней мере, навыки программирования, а зачастую — обучение на специальных курсах.
Сейчас, несмотря на то что о dBase давно забыли, Microsoft Access, FileMaker Pro компании FileMaker International и другие аналогичные программы предоставляют квалифицированным специалистам очень мощные возможности работы с реляционными базами данных. И все же многие не могут воспользоваться основным преимуществом, которое дают такие программные продукты, — формированием взаимосвязей между записями.
Несмотря на то что таблицы, основные элементы хранения реляционной базы данных, внешне очень напоминают двухмерные электронные таблицы, именно возможность связи этих таблиц открывает широкие возможности и формирует настоящую базу данных. К сожалению, едва ли не каждый раз, когда мы видим «базу данных» Access, созданную сотрудником, не изучавшим основы программирования баз данных, она оказывается не более чем набором электронных таблиц, размещенных вместе в файлах формата базы данных.
Все эти проблемы приводят нас к Bento — новой программе, предлагаемой FileMaker для управления персональными базами данных, предварительная версия которой планируется выпустить в январе 2008 года. (Несмотря на то что FileMaker Pro, основной продукт FileMaker, выпускается в версиях для Windows и Mac, программа Bento пока создается только для Mac.)
Меня с самого начала поразило, что продукт, подобный этому, в конце концов может позволить тем, кто ничего не знает о структуре и архитектуре баз данных, создавать очень полезные базы данных практически столь же просто, как можно, например, скомпоновать электронные письма с помощью Microsoft Word.
Как и другие программы управления базами данных, Bento поставляется с несколькими шаблонными базами данных. Многие из них — это готовые к использованию корпоративные сценарии. Возможно, они недостаточно мощны для всех без исключения, но они, безусловно, подходят для задач, которые решает большинство сотрудников.
В своей попытке сделать организацию данных понятной для тех, кто не сведущ в технологиях, разработчики Bento отказались от таких терминов, как «база данных» и «таблица», в пользу «библиотеки» и «коллекции». Руководство пользователя подчеркивает аналогии в создании списка воспроизводимых мелодий в iTunes. Я, например, никогда не думал, что увижу систему управления базами данных, доведенную до такого уровня простоты. Разве это не еще одна причина задуматься о работе на Mac?