Традиционная европейская конференция компании Hewlett-Packard по программному обеспечению HP Software Universe собрала в этом году в Барселоне около 4 тыс. участников. Открывая форум, старший вице-президент HP Software Томас Хоган отметил, что программное направление в бизнесе компании в последнее время развивается очень динамично (прибыль HP Software в 2007 году выросла на 79%) и играет ключевую роль в достижении важной цели, поставленной HP около трех лет назад, — трансформации продуктовой компании в поставщика стратегических решений для бизнеса.
HP Software Universe всегда организуется в конце года, подводя его итоги и задавая тему на будущий год. 2007-й прошел для HP Software под знаком BTO: на прошлом форуме было объявлено о новой структуре программного портфеля HP, объединившего решения только что приобретенной компании Mercury Interactive и продукты собственного семейства HP OpenView для реализации идеи оптимизации технологий в интересах бизнеса (Business Technology Optimization, ВТО). Отказавшись от брэнда OpenView, компания разделила свои программные системы по функциональным центрам, объединенным, в свою очередь, в три основные направления — стратегическое управление, управление внедрением приложений и поддержка операционной деятельности ИТ-службы. Центральным событием 2008 года, судя по анонсам форума, станет появление новых продуктов и структуры третьего, операционного, «столпа» BTO. И связано это вновь со стратегическим приобретением: осенью была завершена сделка HP с компанией Opsware, ведущим производителем решений по автоматизации центров обработки данных.
Автоматизация бизнес-сервисов
Для поддержки операционной деятельности ИТ-подразделения в рамках стратегии BTO от HP предлагались несколько центров программных продуктов по управлению сетями, системами и ИТ-сервисами. Теперь все эти решения в совокупности с продуктами Opsware объединяются в интегрированный комплекс HP Automated Operations 1.0. Семейство с новым названием сохраняет структуру центров — в его состав войдут центры по управлению бизнес-сервисами (направление BSM образуют центр обеспечения доступности бизнес-сервисов, центр управления операциями и центр сетевого управления), центры по управлению ИТ-сервисами (направление ITSM включает в себя центр управления сервисами и центр управления учетными записями), а также по автоматизации бизнес-сервисов (направление BSA включает в себя центры автоматизации клиентских рабочих мест и автоматизации центров обработки данных).
По замыслу HP, комплекс Automated Operations 1.0 реализует единую интегрированную платформу для управления функционированием бизнес-сервиса. В рамках этой платформы центры BSM обеспечивают мониторинг нормального выполнения бизнес-сервиса и отслеживание зависимости различных его стадий от нижележащей ИТ-инфраструктуры, центры ITSM поддерживают определение и реализацию с заданным качеством отдельных ИТ-сервисов, составляющих бизнес-сервис, и, наконец, новые центры BSA реализуют полную автоматизацию выполнения бизнес-сервисов на уровне операций в центрах обработки данных и клиентских системах. Интеграция всех этих решений базируется на использовании единой базы данных конфигурационных единиц Universal CMDB.
Новыми деталями этой непростой конструкции являются решения по управлению сетями и серверами от Opsware, которые вместе со средствами управления системами хранения от HP образуют Data Center Automation Center в составе BSA. Этот центр в совокупности с Client Automation Center, основанным на продуктах HP, формирует интегрированную среду администрирования всех элементов ИТ-инфраструктуры. Как поясняют в HP, основная задача этой среды — взять на себя выполнение рутинных, повседневных операций по контролю за тем, что происходит с серверами, сетевой инфраструктурой, системами хранения и настольными платформами, причем делать это в контексте реализации определенного бизнес-сервиса, а не управления отдельными элементами. Потребность в глобальной автоматизации вызвана все возрастающей сложностью ИТ-инфраструктуры компаний, которая включает в себя не только физические, но и виртуальные серверы и системы хранения, хранилища информации очень больших объемов, сетевые инфраструктуры с новыми возможностями беспроводной связи и VoIP, приложения с открытым кодом и, следовательно, не всегда гарантированной поддержкой и слабыми возможностями управления и, наконец, все большее разнообразие средств клиентского доступа, включая мобильные и другие персональные устройства.
В рамках BSA в HP предлагают не просто средства автоматизации администрирования ИТ-среды, но, что особенно важно, возможность координации потока работ по внесению любых изменений, своего рода автоматизированную поддержку бизнес-процесса, только в области оперативной деятельности ИТ-отдела. И возможно, не случайно название соответствующего инструментария — Operations Orchestration — перекликается с современной терминологией автоматизации бизнес-процессов. Operations Orchestration позволяет автоматизировать процесс внесения изменений в бизнес-сервис, затрагивающий различные компоненты инфраструктуры и задействующий задачи администрирования разных уровней, например, модернизацию сервиса на базе приложений SAP.
BSA включает в себя также продукты Service Automation Visualizer для визуализации сквозного администрирования ИТ-среды и Service Automation Reporter для генерации отчетов. Кроме того, в эту новую линейку теперь войдут система HP Storage Essentials для комплексного управления системами хранения, ранее относившаяся к обособленной категории связанных с оборудованием программных продуктов HP, а также система управления конфигурациями Radia. Как утверждают в компании, решения BSA смогут работать в гетерогенных центрах обработки данных.
На фронте BIO пока без перемен
В отличие от BTO, для второго стратегического направления программного бизнеса HP, BIO (Business Information Optimization — «оптимизация бизнес-информации») на форуме в Барселоне не было припасено интересных анонсов. HP BIO включает в себя два направления. Первое — это традиционное для HP управление жизненным циклом информации (Information Lifecycle Management, ILM), связанное с выпуском программно-аппаратных платформ для поддержки неструктурированных данных, и второе направление — новая область средств бизнес-аналитики, представленная сегодня единственным комплексным продуктом Neoview, реализацией хранилища данных на высокопроизводительной платформе, которая уходит корнями в разработки приобретенной в свое время Compaq компании Tandem.
В HP считают, что Neoview относится к новому поколению хранилищ данных, характеристики которых, такие как соотношение цена/производительность, масштабируемость, простота развертывания, позволяют обеспечить потребности в оперативной бизнес-аналитике, непосредственно включенной в бизнес-процессы компании и доступной различным категориям пользователей в ходе их повседневной работы. Первые заказчики NeoView — крупные предприятия розничной торговли и банки. HP считает эти вертикальные рынки очень перспективными для BIO, поскольку они были пионерами в освоении технологий хранилищ данных и сейчас находятся в поиске новых, более эффективных решений. На конференции было упомянуто также о новых исследовательских работах, которые ведутся в сфере бизнес-анализа в рамках HP Labs.
Служба поддержки в режиме хостинга
В ходе форума было представлено давно анонсированное новое решение HP по автоматизации службы поддержки пользователей и оперативных процессов ITSM — Service Manager 7. Система положила конец «двоевластию» в области help desk от HP, возникшему вследствие того, что после приобретения Peregrine компания предлагала два решения сходной функциональности — собственный Service Desk и унаследованный от Peregrine ServiceCenter. SM 7 базируется на возможностях ServiceCenter, но использует и ряд функций Service Desk. Система поддерживает новую версию ITIL 3, включает в себя интегрированный каталог сервисов, средства управления качеством обслуживания (Service Level Management, SLM) и предоставляет возможности федеративного объединения с конфигурационной базой данных Universal CMDB.
Но что особенно примечательно, HP начинает предлагать свою ключевую систему для реализации ITSM по принципам Software as a Service. На прошедшем в рамках конференции круглом столе для журналистов одним из аргументов в пользу хостинга SM7 был назван тот факт, что современная служба поддержки в компаниях все чаще перестает быть выделенной организацией и становится виртуальной, задействуя ИТ-специалистов разных направлений. Использование инструментария Service Desk по модели SaaS отлично коррелирует с этой тенденцией, как считают в HP.
Из решений, входящих в портфель BTO, по принципам «приложения как услуга» уже предоставляются продукты Business Availability Center для мониторинга бизнес-сервисов, Quality Center и Performance Center для различных типов тестирования приложений и Project and Portfolio Management Center для управления портфелями проектов.
По данным аналитиков Yankee Group, получение по подписке технологий, относящихся к области BTO, наиболее востребовано американскими компаниями, которым принадлежит 66% этого более чем десятимиллиардного рынка.
И если американцы обращаются к модели SaaS для управления бизнес-сервисами главным образом в целях оптимизации использования внутренних ресурсов, то европейские предприятия стремятся с ее помощью добиться решения большего объема сложных задач за меньшие деньги. Вообще же, по наблюдениям Yankee, рынок SaaS растет сегодня в три-четыре раза быстрее рынка традиционных корпоративных программных продуктов.