ИТ-директора считают, что их роль и статус в организациях становятся все более важными и стратегически значимыми. Во многих случаях ИТ-директор может стать лидером при внедрении инноваций. Такие выводы приводятся в исследовании CIO Leadership Survey 2007, осуществленном IBM совместно с Центром исследования информационных систем при Слоунской школе менеджмента Массачусетского технологического института и Гарвардской школой бизнеса, которые на ежегодном, уже девятом Бизнес-форуме IBM представил Кирилл Корнильев, генеральный директор IBM EE/A.
Меняющейся роли ИТ-руководителя в организации была посвящена панельная дискуссия. Первый вопрос, предложенный директорам по информационным технологиям ведущих российских компаний, звучал так: «Становясь лидером инновационного процесса, ИТ-директор берет на себя новую ответственность, и, если проект оказывается неудачным, для него возникают известные риски. Где должна проходить линия разграничения ответственности между руководством ИТ-подразделения и руководством предприятия? Меняется ли эта линия в процессе выполнения крупных проектов?»
Из ответов следовало, что распределение ответственности зависит от профиля компании и характера применяемых информационных технологий. По мнению директора департамента ИТ «Ростелекома» Андрея Баклыкова, в телекоммуникационной компании, где информационные технологии составляют основу бизнеса, разграничить ответственность очень сложно. А в компании «Русал», по словам директора департамента ИТ и оргразвития Вадима Урьяса, разграничение очень четкое: за работоспособность информационных систем отвечает департамент ИТ, за их наполнение — бизнес.
Заместитель генерального директора и директор департамента ИТ «Аэрофлота» Сергей Кирюшин заметил, что усиление роли ИТ-директора обусловлено тем, что все чаще внедряются системы, затрагивающие деятельность не одного подразделения, а организации в целом: системы ERP, централизованные хранилища данных, интеграционные платформы. Как считает Кирюшин, управлять этими процессами должен глава информационной службы и именно он отвечает за результаты развития ИТ-архитектуры.
По данным упомянутого выше исследования, 53% ИТ-директоров считают укрепление сотрудничества между ИТ-подразделением и бизнес-единицами компании своим наивысшим приоритетом, и в то же время лишь 15% вполне удовлетворены результатами своих усилий в этом направлении. Как отметил ведущий дискуссии, директор агентства корпоративных коммуникаций OSP-Con Павел Иванов, несмотря на то что руководство организаций уже не нужно убеждать в значимости ИТ, проблема взаимоотношений между ИТ-подразделением и бизнес-подразделениями — как на уровне руководителей, так и на уровне сотрудников — не теряет своей актуальности.
Как же CIO ее решают, какие препятствия им приходится преодолевать?
По мнению заместителя председателя Банка России Михаила Сенаторова, при налаживании взаимодействия с бизнес-подразделениями необходимо обращаться в первую очередь к тем сотрудникам, которые понимают роль и значение информатизации. Кирюшин полагает, что успешное внедрение локальных систем информатизации бизнес-подразделений невозможно без активного участия их руководителей. По мнению Баклыкова, одна из важнейших задач ИТ-директора состоит в том, чтобы среди сотрудников своего департамента подготовить людей, которые бы детально разбирались в тех или иных аспектах бизнеса (производство, бухгалтерский учет и др.) и могли взаимодействовать с бизнес-подразделениями, общаясь со специалистами на их языке. Кроме того, необходимо заниматься просвещением сотрудников предприятия.
Препятствием для деятельности CIO многие считают недостаточную зрелость организаций в использовании ИТ. При этом Урьяс отметил значение объективного — экономического фактора. Так, зарубежные предприятия «Русала» опережают российские в области информатизации, в частности, по причине более высокой стоимости труда. На отечественных заводах этой компании во многих случаях используется ручной труд, потому что он дешевле.