Ассоциация АП КИТ обнародовала результаты двух исследований, которые дают представление о российском образовании в области информационных технологий и потребности отечественных компаний в ИТ-кадрах сегодня и в будущем.
Первое исследование, «Анализ контингента студентов ИТ-специальностей в высших и средних учебных заведениях Российской Федерации в 2006 году», проводится уже во второй раз. Главными экспертами в нем выступают руководитель проекта «Интернет-университет информационных технологий INTUIT.ru» Анатолий Шкред и научный директор Лицея информационных технологий Александр Гиглавый. В качестве информационной базы используется официальная статистика, ежегодно представляемая учебными заведениями. Поэтому показатели получены не за нынешний, а за минувший год. Оглашая результаты исследования, Шкред заметил, что приводимые в отчете данные за 2005 год местами не совпадают с теми, что были заявлены в прошлом году, так как в связи с изменением системы кодировки специальностей был произведен их пересчет.
Объектом исследования стали те специальности, в которых предметам, связанным с разработкой и применением ИТ, отводится не менее 600 академических часов. Эти специальности были разделены на основные, предполагающие наиболее глубокое изучение ИТ, и дополнительные. Как утверждает Шкред, такое разделение не вызывает нареканий ни у участников рынка, ни у представителей вузов.
В результате было получено два списка. Первый, основной, включает в себя 43 специальности, в том числе такие, как автоматизация и управление, информатика, математика, механика, радиотехника, телекоммуникации, электроника и микроэлектроника. Второй, общий, объединяет основные и 70 дополнительных специальностей (геодезия, кораблестроение и океанотехника, металлургия, приборостроение, теплоэнергетика, электроэнергетика и пр.).
В ходе исследования установлено, что в 2006 году подготовка по основным специальностям проводилась в 513 вузах и филиалах страны. Количество студентов всех курсов достигло 222,5 тыс. человек, из них 39% обучалось на коммерческой основе. В общем списке (приблизительно 292 тыс. студентов) учащихся на платной основе оказалось еще больше — 44%.
На первый курс было принято 52 тыс. абитуриентов по основному списку и 70 тыс. по общему. Несмотря на то что число заявок на поступление увеличилось как по основным, так и по дополнительным специальностям по сравнению с 2005 годом, Шкред считает это последним всплеском перед резким спадом, ожидающимся в связи со снижением рождаемости в 90-х годах.
Переход на двухуровневую систему образования пока еще не сильно отразился на образе современных выпускников. 11 тыс. закончили обучение со степенью бакалавра, 3 тыс. — со степенью магистра, но большинство (24 тыс.) все еще является специалистами. Итого по основному списку количество выпускников составило 38 тыс. (35 тыс. в 2005 году), по общему — 53 тыс. (48 тыс. в 2005 году).
Наибольшей популярностью, согласно полученным данным, пользуются профессии, связанные с разработкой и применением формальных методов информатики (системный аналитик, архитектор ПО, разработчик ПО, инженер по тестированию ПО, инженер поддержки ПО, специалист по системным программам). Подготовка по ним осуществляется в 421 вузе. Число учащихся на всех курсах — 135 тыс. человек, количество поступивших на первый курс — около 32 тыс. Удручающе выглядит ситуация со специальностями, связанными с коммуникационными средствами (5,4 тыс. студентов и 1,5 тыс. поступивших) и микроэлектроникой (11 тыс. студентов и 2,5 тыс. поступивших). Последнее, по словам Шкреда, видимо, и является причиной отставания страны в этой области. Самый высокий конкурс был отмечен в сфере разработки и эксплуатации корпоративных информационных систем (3,4 человека на место). Количество студентов по этому направлению составило 39 тыс., число принятых на первый курс — 9 тыс.
Отдельно в исследовании представлена информация по городам и регионам. Согласно ей, наибольшее число студентов обучается в Приволжском федеральном округе (при разделении Москвы и Центрального округа): 44 тыс. по основному списку и 65 тыс. по общему. Поволжье лидирует и по числу принятых на первый курс: 10,8 тыс. по основным специальностям и 16 тыс. по общему списку. По мнению Шкреда, Поволжье является наиболее перспективным регионом для роста ИТ-компаний, поскольку приток студентов в Москву должен вскоре пойти на убыль. Это связано как с дороговизной жилья в столице, так и с введением единого государственного экзамена. Информация же, полученная по отдельным городам, как отметил Шкред, местами может быть неточной, что объясняется различиями в учетной политике вузов в отношении филиалов.
В связи с тем, что ситуация на рынке труда выглядит все безнадежнее, в этом году было принято решение изучить все возможные источники появления новых кадров, включив в исследование информацию и о средних специальных учебных заведениях. Тем не менее Шкред выразил большие сомнения относительно глубины знаний их выпускников. Исследование показало, что подготовка по ИТ-специальностям проводится в 915 средних специальных учебных заведениях. На базе девятых классов на них учится 116 тыс. человек, на базе одиннадцатых — 87 тыс. Количество поступивших в 2006 году на базе девятых классов составило 32 тыс., на базе одиннадцатых — 28 тыс. Оказалось, что и здесь приблизительно 40% студентов учатся на платной основе.
Тотальная неудовлетворенность
Второе исследование — «ИТ-кадры в российской экономике. Численность занятых, текущая потребность и прогноз на 2012 год в ИТ-индустрии и отраслях народного хозяйства» — проводится впервые. Проект был поручен Центру социологических и психологических технологий в образовании МИЭМ. В исследовании использованы данные таких организаций, как аналитический центр Real-IT, ассоциация «Руссофт», Росстат, агентство «РА Эксперт», группа компаний «КомкорР», «Башкиров и партнеры» и ряда других. Был проведен опрос среди членов клуба ИТ-директоров 4CIO и компаний-партнеров «1С», а также использованы данные ряда иностранных исследовательских центров.
Выяснилось, что в 2006 году общая численность работников, занятых в сфере ИТ в России, составила 865 тыс. человек — это 1,16% трудоспособного населения. Речь идет не только собственно об ИТ-специалистах, но и об административном и вспомогательном персонале ИТ-компаний, а также о людях, осуществляющих продажи программного и аппаратного обеспечения. Руководитель Real-IT Василий Буров полагает, что сотрудников, занимающихся такой деятельностью, целесообразно включать в исследование, так как они, как правило, тоже имеют какое-либо ИТ-образование. Кроме того, он отметил, что показатель 1,16% весьма низок — в США он достигает 3,79%, в Великобритании и Германии — 3,4%.
Из всех российских работников ИТ-сферы собственно в ИТ-индустрии, по результатам исследования, занято лишь 30%. Остальные 70% (605 тыс. человек) трудятся в отраслях народного хозяйства, 42% из них являются фрилансерами и обслуживают, по данным «Комкор», по пять предприятий каждый.
Среди работников ИТ-индустрии большая часть (40%) занята в сфере услуг. Буров заметил, что именно этот сегмент демонстрирует наибольший рост. На экспорт ИТ-услуг, который, по словам Бурова, уже давно вышел за рамки офшорного программирования, приходится 18% специалистов ИТ-индустрии. Тем не менее Буров отметил, что, на его взгляд, этот показатель, взятый из статистики «Руссофта», сильно завышен. Остальные ИТ-специалисты распределились так: 25% работает в сфере программного обеспечения и 17% — аппаратного.
Потребность в новых работниках ИТ-сферы в этом году составила около 188 тыс. человек (106,7 тыс. в отраслях народного хозяйства и 81,6 тыс. в самой индустрии) и была удовлетворена лишь на 37%. При составлении прогноза потребности в ИТ-специалистах на следующие пять лет рассматривалось два сценария: поступательное развитие отрасли и резкое движение в сторону экономики знаний. В результате анализа обоих сценариев было установлено, что при реализации первого потребность в новых ИТ-сотрудниках в 2012 году составит 234 тыс. человек, при реализации второго — 551 тыс. человек. Причем в случае первого сценария большая часть этих специалистов (70%) будет необходима предприятиям народного хозяйства, во втором случае — 88% понадобится индустрии. Однако, по прогнозам, эта потребность окажется удовлетворенной только на 36% по первому сценарию и на 15% по второму.
Выводы очевидны
По словам Шкреда, в Москве расположено более 5 тыс. ИТ-компаний, из чего следует, что на каждую из них приходится примерно по два выпускника профильных специальностей. А ведь сотрудники нужны не только ИТ-компаниям. В итоге огромные деньги затрачиваются на переучивание большого числа людей, получивших образование по невостребованным специальностям. Члены АП КИТ полагают, что решение проблемы неадекватной системы образования лежит в первую очередь на государстве. Тем не менее они отмечают большую важность проделанных исследований, так как теперь жалобы чиновникам можно подкреплять фактическими данными.
Одна из мер, за которые ратуют члены АП КИТ, — это ежегодное увеличение числа бюджетных мест по ИТ-специальностям на 50% в течение трех лет. Эта организация также призывает к поддержке преподавателей ИТ-дисциплин, которым гораздо проще, чем другим педагогам, поправить свое финансовое положение, уйдя в бизнес. К вузам же АП КИТ обращается с рекомендацией расширить подготовку по ИТ-специальностям.
В АП КИТ признают, что полученные данные могут быть не вполне точными, однако члены ассоциации утверждают, что в целом полученная картина должна соответствовать действительности.
Такие разные специальности
В рамках «Анализа контингента студентов ИТ-специальностей в высших и средних учебных заведениях Российской Федерации в 2006 году» было выделено шесть областей профессиональной деятельности.
В качестве информационной базы используется официальная статистика, ежегодно представляемая учебными заведениями. Поэтому показатели получены не за нынешний, а за минувший год.
Объектом исследования стали те специальности, в которых предметам, связанным с разработкой и применением ИТ, отводится не менее 600 академических часов. Эти специальности были разделены на основные, предполагающие наиболее глубокое изучение ИТ, и дополнительные.
Первая, разработка и применение формальных методов информатики (включая разработку программного обеспечения) (ФМ), соответствует таким профессиям, как системный аналитик, архитектор ПО, разработчик ПО, инженер по тестированию ПО, инженер поддержки ПО, специалист по системным программам.
Ко второй, разработке и применению средств микроэлектроники, а также устройств и комплексов на их основе (МЭ), относятся разработчики средств микроэлектроники, разработчики цифровых устройств и комплексов, инженеры по тестированию электронной техники, специалисты по эксплуатации электронной техники.
Третья, разработка и применение коммуникационных средств, а также комплексов и систем на их основе (КС), включает разработчиков коммуникационных средств, разработчиков коммуникационных комплексов и систем, специалистов по эксплуатации коммуникационных средств.
К четвертой, разработке и эксплуатации систем автоматизации и управления объектами (САУ), относятся системные аналитики, архитекторы САУ, разработчики САУ, инженеры по тестированию и эксплуатации САУ.
Пятая область, разработка и эксплуатация корпоративных информационных систем (КИС), включает архитекторов баз данных, аналитиков, системных администраторов, менеджеров проектов, специалистов по тестированию и эксплуатации КИС.
Шестая, разработка и эксплуатация прикладных информационных систем различного назначения (за исключением САУ и КИС) (ПРИС) — системных аналитиков, архитекторов ПРИС, разработчиков ПРИС, инженеров по тестированию и эксплуатации ПРИС.