Уходящий год оказался весьма бурным в истории рынка корпоративных бизнес-приложений. Ведущие игроки потратили гигантские средства на стратегические приобретения, и все указывает на то, что тенденция к слияниям и приобретениям в ближайшей перспективе будет только усиливаться.
SAP и Oracle вложили миллиарды долларов и в небольшие стартапы, и в зрелые компании, которые были до этого их конкурентами. В то же время на рынке остался по крайней мере один безусловно интересный с точки зрения приобретения производитель, на который до сих пор не находилось покупателя. Это компания Cognos. Предлагаемые ею средства бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) и инструментарий управления эффективностью бизнеса (Corporate Performance Management, CPM) в 2007 году обеспечили компании оборот почти в миллиард долларов (рыночная капитализация компании составляет 4 млрд. долл.) У Cognos более 23 тыс. клиентов в 135 странах, и, по заявлениям компании, предприятия, входящие в сотню ее наиболее крупных клиентов, постоянно развиваются опережающими темпами.
Разговоры о Cognos с точки зрения ее возможной покупки начались в октябре, когда SAP объявила о покупке Business Objects. После этой сделки Cognos стала крупнейшим независимым производителем средств BI. А это значит — следующим кандидатом на поглощение крупным производителем, который захочет укрепить свое конкурентное положение в секторе BI, по мнению Кришны Рой, аналитика компании The 451 Group. Другими словами, Cognos стала оптимальным вариантом для любого производителя корпоративных бизнес-приложений, которому требуется сформировать исчерпывающий портфель предложений за счет покупки авторитетного разработчика BI-решений.
Средства бизнес-аналитики сегодня крайне актуальны. Даже при том, что на некоторых секторах рынка программного обеспечения наблюдается замедление роста, в секторе BI на это нет и намека.
«По большинству оценок, прирост сектора BI в 2006 году составил от 11 до 15%. Аналогичные показатели сохраняются и в этом году», — отметила Рой. Поэтому Cognos стала бы очень большим подспорьем для тех, кто хочет «войти в дело». Любая крупная компания могла бы использовать себе во благо рост этого рынка, приобретя активно действующего на нем игрока.
И все же кого можно рассматривать в числе наиболее вероятных покупателей Cognos? В списке Рой фигурировали кандидаты, которых можно назвать традиционными: HP, IBM, Microsoft и Oracle. Для HP такое приобретение позволило бы закрыть несколько брешей в портфеле компании в области подготовки отчетов, аналитики, поддержки приборных панелей, в ведомостях сбалансированных показателей и в средствах управления эффективностью бизнеса.
«Cognos может стать тем производителем BI-решений, покупка которого позволит HP быть наравне с SAP, Oracle, Microsoft и другими ведущими игроками этого сектора», — писала Рой в выпущенном несколько недель назад аналитическом отчете по поводу возможной покупки Cognos. Между HP и Cognos уже давно сложились тесные партнерские отношения. Кроме того, HP могла бы получить возможность включать собственное аппаратное обеспечение и инфраструктурное программное обеспечение при продажах комплексных решений.
В то же время, как отмечала Рой, столь же тесные отношения связывают IBM и Cognos. Разговоры о том, что IBM может приобрести последнюю, ходили уже давно.
«Объединение этих двух компаний наиболее реально, особенно учитывая, что IBM остается одним из немногих игроков рынка BI, которые до сих пор не сделали крупной покупки для пополнения портфеля продуктов, — напоминала Рой, одновременно отмечая как немаловажный факт то, что IBM вносит существенные изменения в свою стратегию в области приложений. — Корпорация заявила, что не будет продавать приложений, а намерена предлагать их через партнеров».
Конечно, нельзя было бы сбрасывать со счетов и Microsoft. Рой обратила внимание, что подход Microsoft к бизнес-аналитике и средствам управления эффективностью бизнеса в значительной мере ориентирован на Microsoft Office и SQL Server, то есть на настольные приложения и инструменты, работающие преимущественно в среде Windows.
«Если же корпорация приобретет Cognos, она получит в свое распоряжение сервис-ориентированную платформу и средства бизнес-аналитики на базе Web-технологий, работающие как в среде Microsoft, так и в других средах, — писала Рой. — Приобретение Cognos позволит Microsoft также расширить свое влияние на рынке среднего бизнеса и наконец-то нацелиться на корпоративный сектор. Разумеется, покупка стала бы кардинальным изменением в стратегии Microsoft, и без этого нельзя всерьез говорить об опережении Oracle, IBM и других на рынке бизнес-аналитики».
Совершенно неочевидным представлялось присутствие в списке кандидатов Oracle — в силу покупки компании Hyperion прошедшей весной.
«Даже несмотря на присутствие аналогичных продуктов в портфелях обеих компаний, частичное перекрытие пакетов предложений никогда не останавливало Oracle от покупок», — объяснила свою позицию Рой. Подобная покупка позволила бы Oracle улучшить предлагаемые ею инструменты бизнес-аналитики в их клиентской части, а также обеспечить их работу в иных средах помимо Oracle. К тому же компания еще более усилила свой арсенал в области BI в борьбе «суперконкурентом», SAP, что особенно актуально после сделки последней с Business Objects.
В список потенциальных кандидатов на приобретение Рой добавила также компании Sun Microsystems и EMC, объяснив это наличием у них проработанных портфелей предложений и стремлением выйти на быстроразвивающиеся секторы ИТ-рынка.
Какие бы разговоры ни ходили вокруг компании, Cognos до сих пор заявляла о своем желании непременно сохранить независимость. Руководители компании не хотели разговаривать о потенциальном поглощении и о том, кто мог бы стать покупателем.
Дэн Вессет, аналитик IDC, заявил по этому поводу: «Даже при том, что в секторе корпоративных приложений идет мощный процесс консолидации, это не обязательно значит, что на рынке не найдется места независимому производителю».
Он напомнил, как заметное событие на рынке СУБД — приобретение Ascential Software корпорацией IBM в 2005 году — заставило тогда всех говорить о приобретении Informatica. Но Informatica и сегодня сохраняет незавимость.
Четко декларируемое стремление к незавимости Cognos резко контрастировало с позицией BEA Systems, производителя программного обеспечения промежуточного слоя. Компания ищет для себя покупателя, хотя переговоры с Oracle и зашли в тупик из-за вопроса о действительной стоимости BEA.