В Microsoft официально объявили стратегию деятельности в России своего подразделения Online Services Group, которое отвечает за предоставление различных Internet-услуг, объединенных торговой маркой Windows Live. С начала 2007 года корпорация предоставляла эти услуги в тестовом режиме, а в ноябре начала их коммерческую эксплуатацию. Акцент в Microsoft делают на предоставлении мультимедийных услуг, за счет которых и предполагают собрать российских пользователей вокруг своего портала. Ключевыми являются сервис для работы с мгновенными сообщениями Messenger, Web-почта Hotmail, сайт блогов Spaces, портал MSN.ru и поисковая система Live Search.
Работа с видео, по словам Михала Чупы, директора Microsoft OSG, является изюминкой Windows Live. Однако пакет видеосервисов работает пока в тестовом режиме. Его полноценный старт произойдет 7 декабря к 15-летию Microsoft, когда будут введены в строй сервис публикации профессионального видео MSN Video и система обмена персональными видеозаписями Soapbox. Для работы с ними будет модифицирован портал MSN.ru. Еще один компонент — Live Search — также пока не в достаточной мере локализован: русский язык введен в список десяти языков, работа с которыми будет реализована в следующей версии поисковой системы, которая должна выйти весной следующего года.
В OSG объявили о выходе набора программ Windows Live. В него входит русская версия Messenger 8.5, программа публикации текстов, фото- и видеоматериалов Writer, электронный фотоальбом, клиенты для работы с электронной почтой, календарем и сервисом событий. Каждая из этих программ позволяет работать с определенным Internet-сервисом Microsoft. Так, Messenger является клиентом для работы пользователей с сервисом мгновенных сообщений Windows Live Messenger. Почтовый клиент, который можно считать «наследником» Outlook Express, позволяет работать с электронной почтой Hotmail, хотя он поддерживает работу и с другими аналогичными почтовыми сервисами. Программа Writer и фотоальбом предназначены для управления текстами, фотографиями и видео с возможностью последующей их публикации на сайте Spaces. Два взаимосвязанных сервиса — календарь и события — дают пользователям возможность составлять расписание дел, организовывать их предварительное обсуждение и в дальнейшем делиться впечатлениями.
На российском рынке OSG будет параллельно продвигать свои сервисы как для компьютеров, подключенных к Internet, так и для мобильных телефонов, — в то время как в других странах мобильные сервисы появились позже, чем заработал основной набор сервисов Windows Live. В частности, видеосервисы в России доступны в том числе и для смартфонов, работающих на платформах Windows Mobile и Symbian. Мобильные версии будут и у сайтов MSN.ru и у Live Search. Компания планирует активно сотрудничать с производителями телефонов для интеграции в их продукты клиентского программного обеспечения сервисов Microsoft.
Работая с мобильными технологиями, Microsoft рассчитывает расширить круг пользователей своих сервисов. Правда, пока речь идет только о владельцах смартфонов, то есть дорогих устройств, находящихся преимущественно в распоряжении технически грамотных людей, для которых вполне доступен и Internet. Так что на первом этапе, скорее всего, заметно расширить аудиторию не удастся. Однако на следующий год запланирован выпуск очередной серии мобильных сервисов, которые, возможно, будут работать и на более демократичных платформах.
Надо учитывать, что рынок сетевых сервисов в достаточной степени насыщен. Российские пользователи уже выбрали себе набор привычных сервисов электронной почты, блогов, поиска и публикации фотографий. Тем не менее количество пользователей Рунета стремительно увеличивается, и для новичков сервисы Microsoft могут показаться привлекательнее. К тому же OSG предлагает полный набор сервисов от одного поставщика и поставляет бесплатно набор утилит для работы с ними. Компания также намерена предоставлять услуги рекламы на всех сервисах, принадлежащих компании, для чего будет введена в строй система Microsoft Digital Advertising Solutions. За счет этого в Microsoft рассчитывают принять активное участие в формировании нового рынка видеорекламы в российском Internet и к 2010 году войти в тройку лидеров российского Internet-рынка.