Кори Доктороу, блоггер и автор известных книг, часто выступает с критикой законов об авторском праве. Свое отношение к попыткам борьбы с копированием в Internet он выразил в блоге BoingBoing.
Выступая на недавней конференции ZendCon, Доктороу заметил, что у него есть сомнения относительно того, кто именно имеет право давать ссылки на материалы других авторов и копировать их.
«Сейчас вопросы копирования вызывают чрезвычайно высокую обеспокоенность», — подчеркнул он. Но при этом, по его словам, копировать материалы становится все проще.
В 60-70-е годы много рассуждали о наступлении информационной экономики, имея в виду, что информацию можно будет покупать и продавать. Но, как подчеркнул Доктороу, если информацию можно копировать, не покупая, это крайне усложняет развитие бизнес-моделей новой экономики.
Чтобы затруднить нелегитимное копирование информации, была создана технология так называемого «управления цифровыми правами» (Digital Right Management, DRM). «Я бы назвал ее технологией, исключающей копирование», — заметил он, добавив, что DRM себя не оправдала. Отрасль программного обеспечения, по его словам, в основном от нее отказалась.
Законодательство, регулирующее использование контента, постепенно начинает затрагивать политику, определяющую работу с авторскими материалами на телевидении, на радио и в области коммуникаций, однако плохо учитывает при этом реальную ситуацию в информационной экономике.
Доктороу заметил, что права издателей всегда находились в определенном соотношении с технологией, но создатели контента должны получать вознаграждения. Доктороу сделал краткий экскурс в историю борьбы за авторское право. Так, в свое время композиторы конфликтовали с производителями грампластинок и создателями музыкальных записей, отстаивая свои права в переговорах с радиостанциями, а позднее споры велись между телевизионными каналами, кабельными компаниями и производителями видеомагнитофонов. «На самом деле авторское право — законодательство технологической природы, а это означает, что оно по определению не имеет связи с реальностью, ведь технология меняется быстрее законов, — подчеркнул Доктороу. — Важно найти способы вознаградить держателей прав за создание хорошего контента, но это не значит, что каждая операция копирования требует лицензии».
Он предложил двойную систему, при которой производственная деятельность требует лицензий, в то время как культурная деятельность — нет. Взамен пользователи могли бы платить своим Internet-провайдерам сбор в размере 3-5 долл. в месяц за право загружать записи. Это, по его мнению, могло бы удвоить, а то и утроить прибыль звукозаписывающей отрасли, причем подавляющее большинство Internet-пользователей выводятся из «криминогенной зоны».