Догадаться о том, что такое «универсальные услуги связи», по названию трудно, если только не принять во внимание, что universalis по-латыни означает «всеобщий». В соответствии с Федеральным законом «О связи» под универсальными услугами связи понимаются услуги телефонной связи с использованием таксофонов, а также услуги передачи данных и доступа в Internet с использованием пунктов коллективного доступа (ПКД). При этом должны соблюдаться следующие условия: в каждом поселении устанавливается не менее одного таксофона; время пути к таксофону пешком не должно превышать один час; пункты коллективного доступа в Internet устанавливаются в поселениях с числом жителей не менее 500 человек. Тарифы на универсальные услуги должны быть общедоступными, они рассчитываются Федеральным агентством связи РФ. Операторы, оказывающие эти услуги, получают возмещение убытков из специально созданного резерва универсального обслуживания — он формируется за счет отчислений, осуществляемых всеми, без исключения, операторами связи.
Первый конкурс на право оказания универсальных услуг телефонной связи был проведен в 2005 году. В 2006 году операторами универсального обслуживания было установлено 10887 таксофонов и организовано 4812 пунктов коллективного доступа в Internet, а к настоящему моменту установлено уже более 57 тыс. таксофонов (всего планируется установить около 101 тыс.). Крупнейшим оператором услуг коллективного доступа в Internet является ФГУП «Почта России». Компания выиграла конкурсы на территории 66 субъектов Федерации, ввела в действие свыше 13 тыс. ПКД (83% от их общего числа, которые должна установить к июню следующего года). Общее число пунктов коллективного доступа в Internet должно превысить 20 тыс.
На выставке «Инфоком 2007» состоялся круглый стол, посвященный развитию универсальных услуг связи (мероприятие было организовано журналом «Стандарт»). Своим видением процесса внедрения услуг поделились представители операторов связи и отраслевых ведомств.
Участники круглого стола отмечали недостаточную осведомленность органов власти на местах о программе развития универсального обслуживания.
«Многие администрации городов и областей просто не понимают той значимости, которую несет эта программа, — полагает генеральный директор компании ‘Сетьтелеком’ Сергей Пехтерев. — Они не помогают операторам в поиске помещений для установки ПКД».
«Далеко не во всех поселениях имеются почтовые отделения. И в ряде субъектов, где их нет, не удавалось даже достичь соглашений о точке размещения ПКД», — подтвердил руководитель департамента внедрения информационных систем дирекции технологий и информатизации «Почты России» Юрий Воротынцев.
Звучали опасения и относительно возможных действий со стороны налоговых органов. Оператор, начинающий универсальное обслуживание, несет большие расходы. Если компания находится в убытке два года подряд, к ней может быть применена процедура принудительного банкротства.
«Здесь, как мне кажется, каждый оператор должен выкручиваться сам. Верить в то, что налоговая когда-нибудь узнает про этот проект и будет лояльно к этому относиться, совсем уж нереально», — пессимистически сообщил представитель одного из операторов связи.
Еще одна проблема — чрезмерно сложный порядок сдачи ПКД в эксплуатацию.
«Это нонсенс, когда к пункту коллективного доступа, который явно является всего лишь конечным устройством уже действующей сети, применяются нормы приема в эксплуатацию сооружения связи», — заявил Воротынцев. Из-за длительных сроков сдачи есть опасность, что оператор не успеет начать предоставлять услуги в оговоренный срок, и тогда к нему могут быть применены штрафные санкции. По словам заместителя начальника управления связи «Россвязи» Ольги Базиной, «ждать осталось немножко»: в феврале вступит в силу приказ, который сменит регистрацию сооружений связи на регистрацию сетей.
Концепция универсального обслуживания предусматривает использование универсальных карт связи, пригодных как для таксофонов, так и для Internet-терминалов, и действующих на всей территории Российской Федерации. Однако фактически каждый оператор выпускает собственную карту, и для того, чтобы эта карта действовала на территории других операторов, между операторами должен быть заключен договор о взаимном приеме карт. Насколько известно, пока такие договоры заключены между очень небольшим числом операторов. Более того, механизм возмещения убытков оператору из резерва универсального обслуживания в том случае, когда его карта использована в другом регионе, пока не проработан.
Несмотря на все сложности, участники дискуссии высоко оценили как социальную значимость реализуемого проекта, так и перспективы бизнеса операторов, получивших новые возможности развития инфраструктуры и предоставляющих на основе построенных сетей коммерческие услуги.