Компания Facebook продаст корпорации Microsoft миноритарный пакет своих акций на сумму 240 млн. долл. Соответствующий пункт включен в общее соглашение между Facebook и Microsoft, которое предусматривает также расширение спектра рекламных услуг, предоставляемых социальным сетям крупнейшим производителем программного обеспечения.
Увеличение доли Facebook, принадлежащей Microsoft, привело к тому, что оценочная стоимость этой компании резко выросла, достигнув 15 млрд. долл. Однако, по сообщениям средств массовой информации, интерес к Facebook проявляли и в Google.
Помимо увеличения своей доли в капитале социальной сети корпорация Microsoft намерена расширить рамки соглашения по размещению баннерной рекламы на сайтах Facebook в Соединенных Штатах. Кроме того, Microsoft становится эксклюзивным поставщиком рекламной платформы для Facebook и начинает продавать рекламу не только в США, но и за пределами страны.
"Все это свидетельствует о хороших перспективах Facebook и возможном переходе компании под полный контроль Microsoft в будущем, а также о том, что Facebook дистанцируется от Google", - считает аналитик агентства Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг.
Выбрали из-за репутации
В ходе пресс-конференции, состоявшейся сразу после объявления о заключении сделки, вице-президент Facebook по операциям Оуэн ван Натта, отвечающий за доходную часть бюджета компании, заявил, что Google не относится к числу поклонников Facebook.
Выбор пал на Microsoft благодаря ее репутации одного из ведущих мировых поставщиков технологий. "Мы были очень рады тому, что столько игроков изъявили желание стать нашими рекламными партнерами", - подчеркнул ван Натта.
Президент подразделения Microsoft Platforms and Services Division Кевин Джонсон назвал соглашение "вотумом доверия" рекламной стратегии Microsoft. Вместе с тем он признал, что реклама - лишь одна из областей сближения двух компаний, отказавшись при этом уточнить, в каких еще областях технологий и бизнеса предполагается осуществлять сотрудничество.
По мнению руководства Facebook, финансовые вливания со стороны Microsoft объясняются ожиданиями заметного роста клиентской базы и числа пользователей компании в течение предстоящего года.
И деньги, и рост
"Безусловно, это очень хорошо для Facebook, поскольку компания получает большой кусок денежного пирога, и Microsoft дает ей именно ту оценку, на которую здесь рассчитывали, - пояснил Стерлинг. - Таким образом, Facebook одновременно приобретает и деньги, и рост капитализации".
"На сегодняшний день в компании работает порядка 300 сотрудников, а через год их будет уже около 700", - заявил на проходившей недавно конференции Web 2.0 Summit генеральный директор и основатель Facebook Марк Цукерберг.
Действительно, популярность сайта растет очень быстро: ежедневно на нем регистрируются около 250 тыс. новых пользователей. На сегодняшний день у компании, созданной в 2004 году, насчитывается 49 млн. активных пользователей, тогда как еще в декабре их было 12 млн. Примерно половина активных участников этого форума заходят на сайт каждый день. А 59% пользователей проживают за пределами США.
Большая победа Microsoft
Накануне объявления о заключении сделки в изданиях The Wall Street Journal и The New York Post появилась информация о том, что Facebook находится на последней стадии принятия решения о том, с кем двигаться дальше: с Microsoft или с Google.
Для корпорации Microsoft, позиции которой на рынке электронной рекламы не так сильны, как хотелось бы ее руководству, и которая отстает в этом плане от Google, подписание соглашения с Facebook стало большой победой. Оно подтверждает, что рекламный механизм корпорации отвечает современным требованиям.
Первое рекламное соглашение между Microsoft и Facebook было подписано в августе 2006 года, а несколько месяцев спустя срок его действия был продлен до 2011 года.
Аналитики The Wall Street Journal полагают, что прибыль Facebook в текущем году составит 30 млн. долл. при обороте в 150 млн. долл. Google и Yahoo, со своей стороны, являются поставщиками рекламы для социальной сети MySpace, конкурирующей с Facebook.
"В 2005 году компания News приобрела MySpace, а в прошлом году Google купила YouTube, поэтому Microsoft просто обязана была победить в нынешнем состязании, - отметил аналитик Gartner Аллен Вайнер. - Ей необходимо было добиться этого во что бы то ни стало".
Подписав соглашение, Microsoft ясно продемонстрировала серьезность своего намерения стать крупнейшим поставщиком платформ электронной рекламы.
А есть ли потенциал?
Правда, сегодня остается еще немало вопросов относительно рекламного потенциала социальных сетей. Большая часть информационного наполнения хаотично формируется миллионами индивидуальных пользователей, поэтому довольно часто здесь размещаются материалы вульгарного и спорного характера.
"В появлении сомнений в жизнеспособности рекламных механизмов социальных сетей есть и определенная польза", - заметил Вайнер.
А между тем сайты эти развиваются и через пять лет будут выглядеть совсем по-другому. Помимо базовых функций социальных сетей, они превратятся в платформу для доставки мультимедийной информации участникам данного сообщества.
Своими планами по оживлению рекламного бизнеса представители Facebook собираются поделиться 6 ноября. В этот день в Нью-Йорке будет проводиться конференция, на которую приглашены "самые близкие рекламодатели".
"На конференции, в которой примут участие руководители Facebook, будут обсуждаться новые подходы к развитию электронной рекламы", - сообщила пресс-секретарь компании. Подробности затрагиваемых тем не уточняются.
Под присмотром полиции
За деятельностью Facebook, MySpace и прочих социальных сетей внимательно наблюдают правоохранительные органы как США, так и других стран. Объясняется это тем, что социальные сети часто используются как средство сексуального преследования и домогательства, особенно в отношении несовершеннолетних.
По оценкам специалистов компании Hitwise, по итогам недели, завершившейся 20 октября, сайт Facebook.com оказался в числе девяти наиболее посещаемых в США. В категории социальных сетей на Facebook.com пришлось 15% общего числа посещений. Здесь Facebook уступает только лидеру - социальной сети MySpace, доля которой составила 76%.
Первые сообщения о планируемых инвестициях в Facebook со стороны Google и Microsoft появились в The Wall Street Journal около месяца тому назад.