Если проект One Laptop Per Child оправдает возложенные на него надежды, небольшой и недорогой ноутбук сможет произвести настоящую революцию в системе образования многих стран. Недавно редакция журнала Computerworld Denmark решила опробовать прототип ноутбука в действии и поделиться своими впечатлениями.
Протестировав новый ПК, Ян Сельберг, эксперт журнала, подтвердил, что широко разрекламированный проект Массачусетского технологического института способен превратиться в мощное обучающее средство.
Устройство может играть роль книги, создавать и воспроизводить звуковые файлы. Кажется, нет ничего такого, чего он не умел бы делать. Новый компьютер способен внести важный вклад в процесс демократизации третьего мира, открывая детям развивающихся стран новые горизонты литературы и Internet-ресурсов. Компьютер предоставит детям доступ к информации, которую другими способами им взять просто негде.
Поработав немного с новым компьютером, Сельберг начал беспокоиться, достаточно ли стабильно он будет функционировать. За время 30-минутного теста на компьютере несколько раз возникали сбои, иногда при открытии очередной программы он зависал. Возможно, ему просто попалась ранняя, недостаточно устойчивая версия системы. Или же следует проявлять терпение, учитывая, что компьютер оборудован не слишком быстрым процессором и небольшим объемом памяти.
Что и говорить, все действия и в самом деле выполнялись слишком медленно. А ведь если вы хотите, чтобы интерес у детей не пропал, необходимо построить стабильную систему.
В мире есть и другие проекты, направленные на то, чтобы помочь развивающимся странам использовать ИТ для модернизации образования. В настоящее время в Нигерии проводятся испытания двунаправленного обучающего радиопередатчика, который должен позволить детям дистанционно отвечать на вопросы учителя.
Радио используется не только при проведении обучения, но и для распространения информации общего назначения, а также в развлекательных целях.
Проект этот достаточно интересен, потому что во многих инициативах ощущается перекос в сторону ИТ, в результате чего системы получаются слишком сложными. А это означает, что многое может выполняться неправильно.
Общение при помощи радио — это тот технологический уровень, на котором участие в проекте может принимать каждый. Кроме того, известно, что данная система работает очень устойчиво.
Конечно, ПК обладают гораздо более высоким потенциалом, однако в их возможности стать естественным компонентом повседневного обучения есть некоторые сомнения. Хочется надеяться, что в конечном итоге компьютеры проложат себе дорогу в каждый класс. Но пока еще ни одно правительство не подписало договор о реализации такого проекта.
Для повсеместного распространения подобного опыта необходимо предпринимать шаги на национальном уровне. На данном же этапе инициатива OLPC находится лишь на стадии переговоров с образовательными ведомствами ряда стран.
К тестированию компьютеров уже сегодня привлечены дети многих стран мира. Если найдется государство, которое согласится участвовать в проекте, компьютеры, безусловно, превратятся в важный инструмент обучения. Этому будут способствовать как их широкое распространение, так и возможность обсудить с другими людьми способы преодоления технических затруднений.
Вместе с тем коммерческие интересы несут в себе косвенную угрозу проекту. Дело в том, что закупленные компьютеры представляют собой материальную ценность. Идея же всех инициатив заключается в том, чтобы устройства находились в полном распоряжении детей. Естественно, возникают опасения, что часть устройств просто исчезнет.
Помимо того что дети могут нечаянно уронить и разбить машину или же просто потерять ее, к компьютерам подобного рода проявляют интерес и на коммерческом рынке.
Рынок сегодня уже фактически сформирован. И если за компьютер стоимостью 100 долл., доставшийся его владельцу совершенно бесплатно, можно получить 500 долл., возникает очевидный соблазн продать его.
Здесь нет ничего нового. Конечно, авторы проекта OLPC продумывают меры защиты и планируют осуществлять однозначную привязку компьютера к человеку. В этом случае пользователь будет регистрироваться в системе путем ввода своей персональной информации. Однако трудно припомнить решение, которое позволило бы эффективно устранять подобные проблемы.