Что делать, если на рынке труда кончились кадры? «Идти в университеты» — решили в «1С», где вплотную занялись привлечением студентов к работе как у себя в компании, так и в фирмах-франчайзи.
Требования готовых специалистов, по мнению работодателей, давно превысили разумные пределы, о их лояльности к компании не идет и речи, к тому же многие считают ниже своего достоинства работать во франчайзинговом бизнесе.
Выход — пополнять штат студентами. Среди тех, кто обратился к этому решению во франчайзинговой сети «1С», подавляющее большинство считает свой опыт удачным. Тем не менее и здесь немало подводных камней. По словам генерального директора компании «RG-Софт» Романа Голубицкого, среди них не только высокое самомнение студентов и готовность в любой момент пренебречь профессиональными обязанностями, но и свойственные молодым людям «кризисы». Первый из них наступает, когда студент заканчивает обучение и покидает фирму, которую он до сих пор воспринимал исключительно как место подработки. Второй — кризис 25-летних. Именно в этом возрасте, как утверждает Голубицкий, работники чаще всего переосмысливают свой карьерный путь и стараются изменить род деятельности. Наконец, осенью и весной молодые сотрудники подвержены «эпидемиям». Стоит уволиться одному, как может начаться повальное бегство.
В результате из десяти человек, взятых со студенческой скамьи, в фирме остается двое-четверо. Показатель не самый высокий, как считает Голубицкий, учитывая, что подготовка студента длится пять-семь месяцев и обходится компании как минимум в 2 тыс. долл. прямых затрат и столько же косвенных. Но у студентов есть и свои плюсы: высокая работоспособность (через полгода они вполне способны работать 30-50 часов в неделю), мобильность, стремление к новаторству и низкая стоимость труда. Хотя, как заметил директор по развитию «Внедренческого центра DRV» Андрей Таранов, многие студенты уверены, что вполне заслуживают и зарплаты в 1,5 тыс. долл.
Впрочем, выбирать не приходится. За студентов теперь тоже надо бороться, в особенности с западными компаниями, работа в которых кажется молодым людям более престижной и высокооплачиваемой. К четвертому-пятому курсу почти все активные учащиеся уже трудоустроены. Учитывая это, в компании «1С-Рарус» призывают концентрировать внимание на третьем курсе некоммерческих вузов. «Платники», согласно распространенному мнению, не столь трудолюбивы.
Откуда брать студентов? Конечно же, из вузов. Самый простой способ — участие в вузовских «Днях карьеры», откуда, по утверждению Голубицкого, при правильной постановке работы можно привести «целые толпы» будущих сотрудников. Для этого нужно подробно рассказывать о компании, ее проектах и возможностях карьерного роста, подчеркивать значение коллектива и, главное, делать это как можно в более веселой форме. Хотя в таких днях есть своя опасность: у ребят часто возникает мнение, что организованное вузом мероприятие предполагает не столько настоящую работу, сколько продолжение обучения. Кроме того, многие идут работать не из интереса, а просто за компанию с друзьями.
Гораздо эффективнее оказывается непосредственное сотрудничество с вузом. Например, взяв на практику студентов третьего курса, через пару лет можно пригласить понравившихся ребят на преддипломную практику. По словам Таранова, на удивление хорошие результаты в его компании были получены в процессе рецензирования дипломных работ.
Еще один способ, практикуемый некоторыми компаниями, — чтение курсов в обмен за услуги, оказываемые вузу. Здесь снова целевая аудитория — третьекурсники, еще не успевшие определиться с карьерой. Причем, по словам Александры Васильевой из «1С-Рарус», делая вузу коммерческое предложение, необходимо указывать на то, что у других учебных заведений уже есть подобный опыт, — вузы не меньше студентов подвержены чувству «стадности». Руководитель направления «1С» компании «ТюмБит» Александр Швайгерт отметил, что с вузами необходимо сотрудничать на постоянной основе. Для этого следует назначить отдельного специалиста, который будет заниматься регулярной почтовой рассылкой в учебные заведения и их филиалы, размещением информации на Internet-ресурсах, в том числе на сайтах самих вузов, а также нанесением личных визитов заведующим кафедрами, которые, как никто другой, могут подсказать, на кого следует обратить внимание.
Проведение мастер-классов также оказывает желаемый эффект. В компании «1С:Автоматизация» интерес к ним подстегивается вручением продуктов «1С». Кроме того, представители фирмы приглашают студентов прийти и на собственном опыте ознакомиться с автоматизацией учета и документооборота на различных предприятиях, практическим применением результатов экономической деятельности организации, а также поработать со специально смоделированными обезличенными базами данных. В компании «Гэндальф» для привлечения молодежи были установлены студенческие скидки на курсы по «1С:Предприятию 8», а также предложена бесплатная трехнедельная стажировка. В «ТюмБит» приняли решение повышать знания студентов о продуктах «1С» посредством обучения преподавателей учебных заведений. Им разрешается бесплатно пройти курсы центра сертифицированного обучения компании.
Студентов каких факультетов нужно привлекать? Ответ на этот вопрос вовсе не однозначен. В «1С:Автоматизации» своей целевой аудиторией считают абсолютно всех. Такой взгляд представители компании объясняют тем, что современная молодежь далеко не всегда выбирает вузы и факультеты по зову сердца, направляясь туда, где вступительные экзамены проще. При этом многие студенты увлекаются информационными технологиями, самостоятельно изучают языки программирования и даже владеют некоторыми навыками администрирования.
«ТюмБит» обнаружила огромный потенциал в средних учебных заведениях. По данным Швайгерта, 45% выпускников в дальнейшем поступают в вузы. Кроме того, учащиеся не столь амбициозны. Например, они охотнее идут работать в отдел продаж, чем студенты вузов. На средние учебные заведения «ТюмБит» вышла благодаря тюменской межсузовской олимпиаде, где, по словам Швайгерта, «есть на кого посмотреть».
Значительное событие, к которому готовятся в сообществе «1С», — «День 1С:Карьеры», который пройдет 17 ноября в 50 городах России, Молдавии, Казахстана и Украины. Цель мероприятия — не только найти сотрудников среди студентов, но и объяснить им, что «1С» занимается не только дистрибуцией компьютерных игр, а также рассказать о положении современной ИТ-индустрии, о которой большинство молодых людей имеют весьма смутное представление.