7 октября представители SAP сообщили о приобретении франко-американского производителя систем бизнес-анализа за 4,8 млрд. евро (6,78 млрд. долл.). Этот шаг должен помочь SAP расширить свою клиентскую базу и застолбить себе место на растущем рынке программного обеспечения бизнес-анализа.
Впереди – большие перемены
В ближайшем будущем компанию SAP ждут большие перемены. До недавнего времени она отказывалась от крупных приобретений, отдавая предпочтение мелким покупкам, позволяющим ей заполучить отсутствующие у нее технологии.
Еще более серьезные перемены предстоят Business Objects. Эта компания всегда отличалась независимостью и несмотря на постоянно возникающие слухи категорически отвергала возможность своей продажи.
"Для тех, кто решился довериться нам, все происходящее может стать большой неожиданностью, - подчеркнул основатель и председатель совета директоров Business Objects Бернар Льето. - На протяжении 17 лет я выступал за то, чтобы Business Objects была независимой компанией. Чем же обусловлена смена приоритетов? Изучив состояние дел на рынке программного обеспечения, вы поймете, что за последний год многое изменилось».
По словам Льето, некоторые крупные клиенты предпочли бы, чтобы Business Objects оставалась независимой, но все большее их число стремится к устранению разрыва между имеющимися бизнес-приложениями и платформой бизнес-анализа. «Компания готова к объединению, потому что внутри SAP она и в дальнейшем намерена заниматься своим 'независимым бизнесом', предлагая продукты, которые будут работать в том числе и с приложениями других поставщиков. В SAP понимают нашу открытость", - подчеркнул глава Business Objects.
Защита от Oracle?
Правда, Льето не упомянул еще об одном важном событии - о приобретении корпорацией Oracle в мае текущего года компании Hyperion Solutions, одного из немногих независимых конкурентов Business Objects. Сумма сделки тогда составила 3,3 млрд. долл.
Аналитики полагают, что руководство Business Objects согласилось на объединение, потому что почувствовало, какое давление на их организацию начнет оказывать Oracle.
"Хотя Business Objects является достаточно крупной компанией, тем не менее это узкоспециализированный, нишевой игрок, - пояснил менеджер IDC по научной работе Бо Ликкегаард. - А клиенты все чаще начинают отдавать предпочтение небольшому числу поставщиков, готовых предложить самый широкий спектр продуктов".
Льето не отрицает существование плана объединения с SAP, но продолжает настаивать на том, что Business Objects не готовилась к продаже.
"Мы никогда не принимали решения о поиске покупателя, - заявил он. - И мы никогда не хотели, чтобы компания была продана".
Представители SAP начали искать подход к Business Objects в июле. Это была лишь одна из нескольких крупных компаний, выдвинувших предложение о покупке. "Естественно, нам захотелось выслушать их, - вспоминает Льето. - Мы изучили все возможные варианты и пришли к выводу, что объединение с SAP станет наилучшим выходом из сложившейся ситуации".
SAP ничего не обещала!
Некоторые пояснения дал и заместитель генерального директора SAP Лео Апотекер.
"Мы никогда не давали обещания не приобретать кого бы то ни было, - подчеркнул он на пресс-конференции. - В нашей компании упор делается на органичный рост, но мы никогда не отрицали возможность приобретений".
"SAP по-прежнему планирует добиваться органичного развития своего основного бизнеса ERP, - добавил он на весьма беглом французском. - Однако рынок бизнес-анализа является для нас новым, и чтобы закрепиться на нем, мы должны чем-то подкрепить свои предложения".
В начале текущего года компания SAP уже сделала два соответствующих, хотя и менее масштабных, приобретения. В ее состав вошли компании OutlookSoft и Pilot Software. Надо отметить, что Business Objects недавно купила компанию ALG, специализирующуюся на управлении прибылью, и фирму Cartesis, занимающуюся вопросами финансовой консолидации.
«Лишняя» компания?
Журналисты поинтересовались, не окажется ли лишним приобретение Business Objects в свете уже совершенных покупок. "Не думаю, - ответил Апотекер. - Продукты приобретенных нами компаний ориентированы на разные рынки. Нельзя сказать, что никаких точек пересечения нет вообще, но в целом их не так уж и много".
Правда, некоторые специалисты не согласны с таким утверждением.
"Продукты всех этих игроков во многом перекрывают друг друга, особенно в области решений, направленных на повышение эффективности бизнеса (Business Performance Solutions, BPS), - отметил в своем блоге аналитик Forrester Research Пол Хамерман. - Все это оставляет руководству SAP тему для раздумий об оптимизации трех решений, связанных с планированием и бюджетированием, трех - с финансовой консолидацией, двух - с управлением рентабельностью, а также нескольких продуктов, предназначенных для организации стратегического управления и управления оценочными ведомостями показателей эффективности".
Как бы то ни было, и Апотекер, и Льето в один голос говорят о тех преимуществах, которые получат клиенты обеих компаний. Пользователям SAP достанутся средства построения отчетов бизнес-анализа, глубоко интегрированные с их приложениями ERP. Это позволит им "в режиме реального времени получать информацию о том, заслуживает овчинка выделки или нет".
Со своей стороны SAP предоставит клиентам Business Objects доступ к своей поисковой базе данных, размещаемой в памяти, а также механизмы управления данными, которые будут интегрированы с программным обеспечением Business Objects. "В нашем случае объединение подчинено дальнейшему росту двух компаний, а не сокращению их издержек", - пояснил Апотекер.