Компания Novamente, специализирующаяся на технологиях искусственного интеллекта, посвятила свое сообщение на недавней конференции Virtual Worlds Conference and Expo рассказу о своей новой программе, а также о характере ее функционирования в виртуальных мирах. Компания задалась целью реализовать возможность «обучения» программы взаимодействию с человеком в виртуальном мире.
Созданная в Novamente самообучающаяся система искусственного интеллекта Cognition Engine, рассчитанная на использование в распределенных сетях, основана на принципах вероятностной логики, технологиях Мeta-optimizing semantic evolutionary search и Probabilistic Logic Networks.
Генеральный директор и одновременно директор Novamente по науке Бен Гертцель полагает, что виртуальные миры — это идеальная среда, в которой системы искусственного интеллекта могут «научиться» взаимодействию с живыми существами.
Большинство систем искусственного интеллекта сегодня — например, шахматные компьютеры — направлены на решение только одной определенной задачи. В новые системы не будет заложено жесткого представления о том, чем они являются, что должно обусловить их саморазвитие для решения разных задач.
«Для того чтобы придать системе искусственного интеллекта свойства определенного рода самопознания, для того, чтобы она имела возможность обобщения и переноса понятий из одного контекста в другой, она должна иметь нечто вроде тела, — уверен Гертцель. — Наверное, лучший способ наделить систему искусственного интеллекта возможностью обучаться и понимать — придать ей тело. Стоит только запустить такую систему в виртуальном мире, как у нее появятся сотни тысяч, а то и миллионы учителей».
Некоторые исследователи в качестве «тела» систем искусственного интеллекта используют роботов, однако Гертцель предпочитает действовать иначе.
«Перенося систему в виртуальный мир, вы получаете большинство преимуществ, которые дает ‘тело’, но в то же время избавлены от сложностей и расходов, связанных с созданием физических роботов», — отметил он.
Гертцель не уточнил, в каком именно виртуальном мире Novamente, совместно с ее партнером, компанией The Electric Sheep, намерена развернуть свой проект. (The Electric Sheep специализируется на производстве ‘плагинов’ для виртуальных миров.)
Он отметил, что в рамках проекта системы искусственного интеллекта будут «воплощены» в виртуальных мирах как животные. Например, в виртуальном мире система искусственного интеллекта может быть собакой, которую человек учит игре в футбол.
«Вы можете учить игре в футбол, показывая, как делаете это сами, а потом поощряя ученика делать то же самое. Обучение происходит путем наблюдения за вами, взаимодействия, через поощрения или замечания. Система может научиться играть, даже если создававшие ее программисты не слышали о такой игре», — пояснил Гертцель.
Для развития языковых возможностей компания намерена использовать образ попугая. Аватары в виртуальном мире будут разговаривать с ним.
«Большинство систем искусственного интеллекта сейчас построено на правилах, которые запрограммированы в них людьми, — сказал Гертцель. — Они не могут сделать ничего, что, образно говоря, удивило бы создававших их программистов. Наша система может обучиться новому поведению путем взаимодействия, которому присущи человеческие характеристики. Поэтому они смогут сделать то, о чем их создатели даже не мечтали».