Институт глобализации в Брюсселе, специализирующийся на вопросах бизнеса в странах Евросоюза, рекомендовал не продавать операционную систему Windows вместе с ПК и тем самым дать потребителям полноценную возможность выбора операционной системы при покупке нового компьютера.
Отчет Института глобализации рекомендует Еврокомиссии потребовать, чтобы персональные компьютеры и операционные системы в Европе продавались порознь, что позволит разрушить монополию Microsoft на рынке ОС для настольных систем.
«Доминирующая позиция Microsoft не отвечает общественным интересам. Она ограничивает рынок и замедляет техническое развитие в ущерб потребителям», — говорится в отчете. Отчет привлек к себе внимание, в частности, потому, что Институт глобализации, как правило, придерживается позиции невмешательства в управление бизнесом.
Отчет института был опубликован всего неделю спустя после того, как суд Евросоюза отклонил апелляцию Microsoft на решение Европейской комиссии 2004 года. Согласно этому решению, корпорация была признана виновной в нарушении антимонопольного законодательства и приговорена к штрафу в размере около 600 млн. долл. за злоупотребление своим монопольным положением на рынке операционных систем.
Это расследование было посвящено тому, как Microsoft включает свое программное обеспечение Media Player в Windows, что, по мнению Комиссии, наносит ущерб конкурентам корпорации. Комиссия также потребовала от Microsoft опубликовать коммуникационные протоколы, чтобы ее конкуренты могли лучше адаптировать свое серверное программное обеспечение для работы с Windows-клиентами.
Довести дело до конца
Специалисты Института глобализации считают, что Комиссия должна довести свои соображения относительно операционной системы Microsoft «до логического завершения» и заставить поставщиков отделить Windows и от персональных компьютеров.
«Фактически, когда вы приходите в компьютерный магазин, у вас нет выбора. То, что вам вскользь предлагают что-то еще, как мне кажется, вовсе не означает, что есть реальная конкуренция», — заявил глава Института глобализации Алекс Синглетон.
Кроме того, в отчете утверждается, что предлагать выбор операционной системы для розничных магазинов, где ограничены торговые площади, практически очень сложно. В силу этого персональные компьютеры должны продаваться отдельно от операционной системы.
«Мы не считаем, что при таком подходе у потребителей возникнут дополнительные сложности. Потребителей просто попросят установить DVD с операционной системой, когда они в первый раз включают компьютер, и все автоматически будет сконфигурировано», — говорится в отчете.
В отчете отмечается, что такая конкуренция существует на рынке аппаратного обеспечения, так как можно выбирать процессоры и жесткие диски различных производителей. Но, когда потребитель приходит в магазин, то, как правило, он может выбрать только одну операционную систему — Windows.
«В результате потребители, которые при наличии выбора отдают предпочтение более дешевой операционной системе, автоматически будут приобретать продукт, который является лидером рынка», — подчеркивается в отчете.
Институт передал свой отчет в офис комиссара Европейской комиссии по конкуренции Нили Крес, которая вела дело против Microsoft от имени Комиссии и характеризовала долю корпорации на рынке операционных систем как «неприемлемую».
Комментариев по этому отчету от представителей Microsoft получить не удалось.