Главной новостью на конференции разработчиков Dreamforce Conference, организованной компанией Salesforce.com в середине сентября в Сан-Франциско, стала система Visualforce.
Данная система предоставляет в виде услуги пользовательский интерфейс и, по мнению аналитиков, должна «повысить ценность предложения программного обеспечения в виде услуги» (Software-as-a-Service, SaaS). Visualforce является самым новым компонентом пакета Salesforce.com Platform-as-a-Service. Компания объявила о его выходе под названием Force.com в начале лета. Среди других компонентов пакета имеются компоненты, работающие с базами данных и бизнес-логикой.
Интерфейс на любой вкус
С помощью Visualforce клиенты Salesforce.com смогут разрабатывать собственные интерфейсы приложений, используя в то же время и другие технологии — HTML, AJAX и Adobe Flex.
Компания предприняла данный шаг в ответ на запросы клиентов, желающих создавать пользовательские интерфейсы с разнообразными внешними видами, а не копирующими вид и принципы работы CRM-системы Salesforce.com, как заявил директор по маркетингу платформенных продуктов Salesforce.com Ариэль Келман.
Директор по ИТ компании The Schumacher Group Даг Менефи с большим энтузиазмом отозвался о возможностях Visualforce.
«Разрабатывая приложения с использованием Visualforce, мы сможем создавать собственные интерфейсы, улучшающие процесс работы и эффективность выполнения задач, в которых делается упор на ввод данных», — заявил Менефи.
По словам управляющего директора компании THINKstrategies Джефф Каплан, на каждой конференции пользователей Salesforce прибавляет еще один уровень возможностей модели SaaS.
«До сих пор настройка под нужды конкретных пользователей была уязвимым местом модели SaaS», — заявил Каплан. По его словам, для тех, кто скептически относящиеся к модели SaaS, это была одна из главных мишеней для критики.
«Функциональность, о которой идет сейчас речь, ясно показывает, насколько быстро развивается отрасль SaaS в направлении обеспечения возможности настроек под нужды пользователей, — добавил он. — И это еще один пример того, как новые разработки постоянно выбивают почву из-под ошибочных прежних представлений».
Менефи полагает, что с помощью Visualforce его компания сможет применить лучшие известные методы дизайна пользовательских интерфейсов различных приложений. А это, в свою очередь, позволит настраивать среду пользователя в зависимости от их потребностей во вводе или просмотре данных.
В основе — Web-презентация
Visualforce использует «страничную модель», основанную на современных технологиях отображения информации в Web, и предоставляет библиотеку компонентов для включения стандартных элементов интерфейса. Этот инструментарий пользовательского интерфейса позволяет эффективно использовать функции работы с данными, логикой и рабочим процессом, имеющиеся в платформе Force.com.
В Visualforce входят следующие основные компоненты.
-
«Страницы», с помощью которых программисты могут создавать страницы с использованием стандартных технологий Web.
-
«Компоненты», позволяющие компаниям объединять имеющиеся элементы пользовательского интерфейса в новый интерфейс.
-
«Контроллеры логики», предназначенные для программирования поведения интерфейса.
Предварительная версия Visualforce для разработчиков выпущена в конце сентября, а продажи начнутся в четвертом квартале.
Не только Visualforce
Помимо Visualforce, генеральный директор Salesforce компании Марк Бенефф припас и другие сюрпризы.
С выходом Salesforce Ideas и Salesforce Content ассортимент компании расширился до шести продуктовых линеек, что еще больше расширяет аудиторию потенциальных клиентов компании за пределы пользователей ее систем управления отношениями с клиентами и приложений Salesforce Automation.
Salesforce Content — это система управления контентом, предоставляемая в виде услуги.
Данное «приложение по требованию» для управления документами, как структурированными, так и неструктурированными, будет использовать теггинг данных, подписки и пользовательские рекомендации.
Хотя пользователи смогут применять полнотекстовый поиск по документам и содержимому, подробностей о том, как искать документы по более сложным критериям, обычно применяемым в электронном поиске, например поиск сообщений электронной почты по дате, времени или заголовку темы, сообщено не было.
Есть идея!
Под девизом «Нельзя всегда быть первым» Salesforce Ideas вводит в бизнес-процессы пользователей технологии социальных сетей. Эта система весьма напоминает инициативу IBM Web 2.0 Goes To Work.
С помощью системы Ideas клиенты Salesforce смогут вести совместную работу с развернутыми в компании приложениями Salesforce. Как заявил один из основателей Salesforce Паркер Гаррис, система Ideas позволит пользователям, находящимся в режиме совместной работы, выставлять идеям оценки и голосовать за них. Лучшие идеи, например, в области достижения поставленных компанией целей, «всплывут» таким образом наверх в списке всех обсуждаемых идей.
Пользователи смогут формировать отдельные онлайновые сообщества по подразделениям компании или по любому другому критерию группировки. Идеи публикуются, если необходимо, то вместе с графическим содержанием, и открываются для совместной работы.
И немедленная обратная связь, и «мгновенные» фокус-группы, как утверждается в заявлении Salesforce, могут как ограничиваться экраном, так и быть открытыми для партнеров и клиентов.
Salesforce Ideas и Salesforce Content пока поступят в ограниченный доступ. Выпуск систем намечен на 2008 год.
Платформа в виде сервиса
Инструментарий Visualforce дополнил также анонсированную платформу построения Web-приложений, предоставляемых по требованию, — Force.com. В компании ее называют «платформой в виде сервиса». Она обещает доступную даже непрограммистам возможность упрощенного создания привлекательных приложений, подключаемых к другим в экосистеме Salesforce.com. Кроме использования ряда готовых элементов, созданных в самой Salesforce.com, которые буксируются подобно настольным миниприложениям widgets, в Force.com можно будет писать и редактировать код на HTML, JavaScript и Adobe Flex. Приложения могут иметь произвольный внешний вид и размещаться как на собственных хостингах разработчиков, так и бесплатно на серверах Salesforce.com.
В компании надеются, что упрощенная платформа построения Web-приложений позволит ей догнать аналогичный сервис Facebook Platform, на базе которого на сегодня создано уже свыше 3,5 тыс. приложений.