Компания RealNetworks, разработавшая RealPlayer, доминировала на рынке вплоть до 1999 года, когда корпорация Microsoft решила интегрировать в операционную систему Windows собственный плейер. "В результате программное обеспечение RealPlayer фактически лишилось возможности эффективно конкурировать с Windows Media, поскольку сравнение потребительских свойств двух продуктов перестало играть определяющую роль", -- говорится в заключении суда первой инстанции, рассматривавшего в Люксембурге апелляцию Microsoft.
В 2003 году проигрыватель RealPlayer, который большинству пользователей приходилось загружать отдельно, можно было встретить лишь на 60-70% ПК, в то время как Media Player присутствовал на всех ПК, работавших под управлением Windows.
Комиссия обязала Microsoft выпустить версию операционной системы, в которой бы отсутствовал мультимедийный плейер -- так называемую версию "N". Несколько копий этой версии действительно были проданы. Данный шаг был направлен на то, чтобы предоставить потребителям свободу выбора, но вместе с тем Комиссия разрешила Microsoft и в дальнейшем поставлять Media Player в составе Windows.
После принятия в 2004 году такого решения RealPlayer так и не удалось восстановить свое лидирующее положение.
Согласно информации, опубликованной в июле текущего года аналитиками Nielsen//NetRatings, места в тройке лидеров на рынке мультимедийных плейеров распределились следующим образом: доля Windows Media Player составила 41,1%, RealPlayer - 24,3%, Apple QuickTime -- 18,5%.
Нили Кройс, занимающаяся в Еврокомиссии вопросами конкуренции, заявила, что в Комиссии не собираются пересматривать решение, принятое в 2004 году, хотя и признают, что оно не принесло желаемого результата.
"Вместе с тем, наше постановление можно рассматривать как важный прецедент, имеющий отношение к любому интегрированному программному обеспечению, а не только к мультимедийным плейеров, -- заметил генеральный директор управления Еврокомиссии по конкуренции Филипп Лоуэ. -- Это не нам следует вносить какие-то коррективы в принятое решение, а разработчики мультимедийных плейеров должны использовать преимущества тех постановлений, которым уже был дан ход".
Еще несколько лет назад в RealNetworks поняли, что ситуация на рынке мультимедийных плейеров складывается неблагоприятным для них образом. Начиная с 2000 года, компания RealNetworks проводит инвестиции в другие области, в частности, в создание интерактивного музыкального сервиса и музыкального радио Real Music, которое работало в шести европейских странах. Кроме того, компания подписала партнерские соглашения с рядом поставщиков новостей и занялась распространением по электронным каналам новостной информации и коротких видеороликов.
В октябре 2005 года RealNetworks направила в антимонопольные органы США и Европы жалобу и предъявила Microsoft денежные претензии на сумму 460 млн. долл. Кроме того, в документах содержался ряд других положений, касающихся распространения цифровой музыки и игр.
Часть из этих денег должны помочь RealNetworks проводить инвестиции в расширение поля своей деятельности. К ним, в частности, относится приобретение разработчика игр Zylom Media Group. В целом же RealPlayer в бизнесе RealNetworks сегодня отводится гораздо менее важная роль, чем в конце 90-х годов.