Два года назад в «Академии информационных систем», не желая мириться с недостатками бизнес-образования, даваемого отечественными вузами и бизнес-центрами, разработали собственную годовую программу профессиональной переподготовки «Информационные системы в бизнесе». Программа, иначе называемая «Профессионал», сочетает изучение бизнес-дисциплин и современных технологических решений. В прошлом году программа получила государственную аккредитацию, и этой осенью на нее объявлен третий набор.
Изначально планировалось ориентировать программу на ИТ-специалистов, занявших руководящую позицию, а потому нуждающихся в экономических знаниях и управленческих навыках. Однако вскоре в АИС поняли, что многим менеджерам общего профиля также недостает прочного базового образования, в связи с чем целевая аудитория была расширена до руководителей всех направлений.
«Профессионал» позиционируется в первую очередь как программа корпоративного обучения, адаптируемая под требования заказчика. Нынешний учебный план был составлен специально для холдинга «Стинс Коман», чьей дочерней структурой является АИС, а также для компании «РТСофт». В него входит набор общепрофессиональных дисциплин, а также блок специализации, включающей такие предметы, как экономическая деятельность в Internet, информационные технологии в управлении ресурсами, технологии продаж, инновационный менеджмент и др. Как пояснил генеральный директор «Стинс Коман» Сергей Анисимов, при создании программы руководство компании исходило из того, что сотрудники уже имеют серьезную подготовку, поэтому в «Профессионале» установлена высокая стартовая планка.
Большие требования предъявляются и к преподавателям. Одно из них — написание конспекта лекций или целого учебника. По словам проректора по учебной работе АИС Сашика Мартиросяна, «конкурс» успешнее всего проходят действующие бизнесмены. Среди тех, кому было отказано, — преподаватели из ведущих столичных вузов.
В программе применяется проектный метод: от заказчика просят определения технического задания, над выполнением которого и работают слушатели. Кроме того, для повышения дисциплины на занятия приглашаются члены высшего руководства компании-заказчика. Причем как приглашенные лица, так и обучающиеся могут присутствовать на лекциях дистанционно. Для этого в АИС используется собственная разработка — система «Открытое образование».
Система устроена следующим образом. В левом верхнем углу экрана пользователь видит два окошка, в одном из них в реальном времени отображается стоящий у доски преподаватель, в другом — сам пользователь, чье изображение передается через Web-камеру. Преподаватель транслирует удаленным слушателям слайды своей презентации, а также использует виртуальную доску, на которой делает необходимые пометки. Благодаря тому что все обучающиеся имеют Web-камеры, преподаватель следит за реакцией аудитории, открывая окошки отдельных слушателей. Более того, он может передать изображение слушателя, желающего задать вопрос, всем пользователям, таким образом усиливая эффект присутствия. Сами вопросы задаются как в письменной форме, так и при помощи микрофона.
АИС планирует использовать «Открытое образование» не только в программах бизнес-обучения. Так, в курсах по решениям Microsoft слушатели могут видеть как презентации преподавателя, так и эмуляцию самого программного обеспечения. В настоящий момент разработчики АИС работают над эмулированием оборудования Cisco. Как отмечают в АИС, «Открытое образование» поддерживает работу с большим числом пользователей и не предъявляет особых системных требований — достаточно модема ADSL.