«Директор информационной службы»
В связи с растущей ролью ИТ-поддержки процессного подхода к управлению, в компании IDS Scheer меняют свою стратегию развития и структуру управления
Год назад компания IDS Scheer сменила генерального директора. Событие само по себе достаточно обыденное для активно функционирующей компании, но в данном случае это было связано с существенными изменениями стратегии развития.
По словам нынешнего президента и генерального директора IDS Scheer Томаса Вольфа, основные изменения исходят из того, что к настоящему времени компания признана ИТ-сообществом как ведущий производитель программного инструментария BPM. Это означает, что организация продаж и способы продвижения ее продуктов на рынок должны быть изменены. Говоря на недавней европейской конференции ARIS ProcessWorld 2007 о происходящих переменах, он подчеркнул: «Ранее мы продавали ARIS как часть своей концепции консалтинга, и наша методология распространялась в ходе проектов, которые мы выполняли сами. Однако такой подход не мог обеспечить глобального успеха ARIS».
Перемены связаны с необходимостью разделения бизнеса IDS Scheer на консалтинговый бизнес и производство программных продуктов, которые существенно различны, а потому должны по-разному администрироваться. В рамках производственного подразделения планируется не только усилить команду, которая занимается реализацией приложений, но и создать сильный коллектив, который будет работать с партнерами: компания нуждается в партнерах для усиления своего присутствия на рынке. В нынешнем варианте руководство консалтинговым бизнесом возложено на Дирка Овермана, а производственным направлением — на Вольфрама Йоста; оба являются членами совета директоров IDS Scheer.
Открытые бизнес-процессы
Свое видение роли BPM в сервис-ориентированных архитектурах представил основатель компании IDS Scheer, профессор Август Шеер, совмещающий преподавание с руководством бизнесом и игрой на саксофоне в одном из джазовых коллективов. Подобно джазу, дающему музыканту свободу импровизации, SOA предоставляет ИТ-специалистам необходимую гибкость в проектировании информационной системы.
Сегодня SOA уже не философская концепция, не видение будущего, а реальность. Доступны продукты, ее реализующие. Очень важно понять преимущества, которые дает SOA с точки зрения совершенствования бизнеса, освоения новых идей и моделей. Важно также определить кратчайший путь от идеи до ее реализации. Существенная проблема состоит в том, что большинство производимого программного инструментария не является открытым и имеет определенного правообладателя. Его внутренние процессы скрыты от пользователя даже при условии, что производитель опирается на опубликованные стандарты. Чтобы бизнес не зависел от конкретной реализации закрытых приложений, необходимо обратиться к SOA.
Управление бизнесом связано с оперированием сложными объектами; необходимы инструменты, способные упростить задачу, в том числе и моделирование бизнеса. Создание информационной системы состоит из нескольких стадий, начиная со стратегического уровня описания бизнеса, более детализированного описания на языке бизнес-процессов и, наконец, описания уровня исполнения. Именно к этому уровню и относится SOA. Решения этого уровня, безусловно, будут оказывать влияние на представления более высокого уровня. На уровне исполнения необходимо наличие технологии, которую можно рассматривать в качестве платформы для исполнения бизнес-процессов. Необходим «транспорт», который обеспечил бы перемещение документов в соответствии с ходом выполнения бизнес-процессов. Процессному мышлению наиболее близка технология потоков работ (workflow). Также необходимы средства интеграции различных приложений предприятия (Enterprise Application Integration, EAI). Подобная платформа стала бы источником сервисов для среды SOA. Однако для успешной реализации этой идеи должно быть установлено соответствие потребностей бизнес-процессов возможностям приложений, какую поддержку, где именно нужно и можно получить. Это невозможно сделать на технологическом уровне, но только на уровне моделей бизнеса.
Использование SOA обещает снизить издержки, в частности за счет сокращения количества интерфейсов между информационными системами и снижения сложности систем. Однако одного уменьшения ИТ-издержек недостаточно, чтобы компенсировать огромные затраты на преобразование архитектуры. Существенно большего можно добиться, если использовать возможности моделирования бизнеса.
Проектирование моделей бизнеса — сложная задача. Поиск новаторских путей реализации бизнеса во многом основан на здравом смысле. Иногда необходимо посмотреть, чем занимаются конкуренты, и сделать что-либо отличное от них. Тем не менее существуют определенные подсказки, которые необходимо понять, а именно что представляет собой модель бизнеса. Безусловно, частью этой модели являются продукты и услуги компании. Надо определить, в чем заключается добавленная ценность и как можно повлиять на нее. Продукты и услуги должны быть доставлены потребителю, а потому цепочка поставок также является частью бизнес-модели. SOA обеспечивает большую гибкость при проектировании и исполнении бизнес-процессов, помогая продвигать на рынок нишевые продукты и обеспечивать их поддержку.
Лишь небольшое количество продуктов, представленных на рынке, адресовано очень широкой аудитории. Их производят большие компании, получая дополнительную прибыль за счет эффекта масштаба. Значительно большее число продуктов адресовано маленьким целевым группам; они предлагаются специализированными компаниями. Крупные компании, как правило, не интересуются этими нишами, поскольку они требуют специализированных, быстро меняющихся бизнес-процессов. С распространением SOA проникновение крупных компаний в различные ниши значительно облегчается, поскольку становится возможным поддерживать большое количество разнообразных специализированных бизнес-процессов. Например, средние и малые компании требуют большой гибкости программного обеспечения. Они используют решения, возможно, менее сложные и масштабные, чем крупные компании, но уровень кастомизации здесь существенно выше. Поэтому и производители программного обеспечения должны предлагать очень большое разнообразие конфигураций своих продуктов.
Создание новых моделей бизнеса основано на здравом смысле и опыте; могут оказаться полезны консультанты, обладающие компетенцией в определенных индустриях. Вслед за созданием новой модели бизнеса целесообразно использовать методики метризации моделей наподобие сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC), чтобы убедиться, что эта модель действительно создает дополнительную ценность. После того как модель создана, требуется более детально описать бизнес-процессы. По словам Шеера, методология ARIS позволяет построить полное описание бизнес-процессов, используя различные типы представления — организационный, функциональный и т. д., объединенные в «здание ARIS». С ее помощью можно описать весь жизненный цикл модели, от стратегии и до реализации на практике. И это будет не чисто техническое описание, связанное с внедрением информационных систем.
В рамках ARIS разработана метамодель, которая описывает все объекты, необходимые для поддержки специфических функций. Эта метамодель является очень гибким инструментом и легко позволяет добавить новый метод в существующую систему методов. Это позволяет IDS Scheer сотрудничать с разными партнерами, которые предлагают собственные методы, легко включаемые в среду ARIS. Примером может служить инструментарий Oracle BPA Suite, основанный на технологии IDS Scheer ARIS Design Platform и обеспечивающий включение в среду ARIS поддержки BPEL. В среде ARIS разработанная система бизнес-процессов может быть постепенно отображена на понятия ИТ, и это отображение получит формальное детализированное описание в терминах BPMN. На уровне реализации доступно много решений от целого ряда компаний, в состав которых включены различные сервисы и предустановленные бизнес-процессы. Пользователь должен проанализировать, насколько они соответствуют его требованиям и насколько сложно и дорого их модифицировать. Но, главное, у него существует отображение модели бизнеса на объекты BPEL. Таким образом, пользователь получает свободу в выборе вендора тех или иных сервисов и программных продуктов, и этот выбор не повлияет на вышестоящие уровни описания модели бизнеса.
Основные и периферийные данные
Современный бизнес требует новых подходов к реализации BPM. Происходит существенное перемещение значимости с «основных» данных (core data) на «периферийные» (edge data). Основные данные, о которых традиционно заботился ИТ-персонал, обеспечивают ведение бизнеса. Это, например, финансовые данные. Основными данными все стремятся управлять самостоятельно, не отдавая эти операции на аутсорсинг. В то же время конкурентные преимущества обеспечиваются периферийными данными. Речь идет о данных о ситуации на рынке