Выполненное по заказу Cisco исследование призвано помочь понять степень влияния культурных особенностей на мобильную работу
Результаты нового исследования, проведенного по заказу Cisco Systems, предупреждают: многие компании могут упустить преимущества мобильной работы из-за неправильного подбора кадров, плохого управления и отсутствия адекватных коммуникационных ресурсов. К негативным последствиям может привести чрезмерная опека мобильных сотрудников или, напротив, их бесконтрольность. Отсутствие регулярных контактов вызывает у работников чувство собственной ненужности, а чрезмерная опека подрывает взаимное доверие. Эти факторы приобретают особое значение, если учесть, что, по данным IDC, к 2009 году каждый четвертый сотрудник в мире будет мобильным.
Психологи из компании Pearn Kandola изучали проблемы делового и личного общения, характерные для мобильных работников. Психологи выявили важнейшие личностные характеристики, присущие эффективным мобильным сотрудникам, и степень влияния различных культурных особенностей на мобильную работу.
По мнению большинства респондентов, главная психологическая проблема мобильного сотрудника состоит в том, чтобы найти баланс между работой и личной жизнью. Мало кому понравится, что семья практически не видит его в силу постоянных разъездов и командировок. Мобильным сотрудникам также трудно заниматься личными увлечениями и хобби. Наконец, работа в «домашнем офисе» стирает физические границы между различными регионами, домом и работой, поэтому мобильному сотруднику необходима строгая самодисциплина.
«Мобильных сотрудников становится все больше, и организации должны научиться эффективно руководить ими, — отметил Стюарт Дафф, специалист по психологии труда из Pearn Kandola. — Руководитель мобильной команды должен великолепно уметь находить общий язык с подчиненными и правильно выстраивать межличностные отношения. Он должен обладать гибким стилем руководства и учитывать индивидуальные особенности подчиненных. Кроме того, организации должны предоставить мобильным сотрудникам необходимые инструменты и средства связи, работающие столь же эффективно, как в офисе».
Мобильным сотрудникам из Западной Европы, России и других стран СНГ претит чрезмерная опека. Мелочный контроль вводит подчиненного в состояние стресса; если донимать его телефонными звонками и сообщениями, это лишь повредит делу.
Вместе с тем психологи выявили значительные культурные различия даже в пределах такого региона, как Западная Европа. Отношение к мобильной работе на севере и юге Европы заметно разнится. Если в Голландии к категории мобильных сотрудников относится 46% трудоспособного населения, в Финляндии — 45%, то в Испании этот показатель составляет 17%, а в Португалии — всего 8%. В определенной степени эти различия объясняются разным уровнем зрелости используемых технологий, но немалую роль играют и особенности культурного характера.
В развивающихся странах, где распространенность мобильных телефонов значительно превышает наличие фиксированных телефонных линий, возникают благоприятные условия для «перепрыгивания» через некоторые этапы развития технологий мобильной связи. С другой стороны, исследование показало, что в странах, где бизнес сильно зависит от личного общения и диалога, мобильные методы работы внедряются медленнее.
Говоря о географических особенностях восприятия мобильной работы, исследователи утверждают, что этот стиль особенно хорошо прививается в двух культурах. Первая — так называемая «феминистическая» культура, в которой мужчины и женщины несут равную ответственность за заботу о детях и поэтому с большой готовностью воспринимают любые нововведения, облегчающие семейный труд. Одна из таких возможностей — надомная работа. Другая культура — технократическая, ориентированная на активное использование информации и надежных средств связи, повышение эффективности и производительности труда. Мобильный стиль работы хорошо вписывается и в эту систему ценностей.
Как подчеркнул Клайв Соукинс, директор отдела унифицированных коммуникаций Cisco, для достижения максимального эффекта от внедрения методов мобильной работы предприятиям нужно решить ряд задач. В частности, очень важно вооружить мобильного сотрудника всеми необходимыми средствами коммуникаций, такими как функции контроля присутствия и видеоприложения.