Японские автопроизводители объединились для создания специализированной операционной системы
Сделан еще один шаг в направлении создания интеллектуального, подключенного к компьютерной сети автомобиля будущего. Десять японских автомобилестроителей объявили о разработке новой операционной системы, которая должна способствовать построению стандартной платформы, осуществляющей управление всеми механизмами автомобиля, начиная от двигателя и заканчивая мультимедийной системой развлечений.
Общая операционная система могла бы помочь сэкономить время разработчиков и уменьшить потребности в кодировании (одна только система управления двигателем включает в себя миллионы строк кода). Еще более важным представляется то, что она ускорит многолетний переход к созданию модели «набора доменов», которая пока имеет довольно смутные очертания.
В соответствии с данной моделью набор доменов состоит из центральной 32-разрядной операционной системы и набора окружающих ее 16- и 8-разрядных микропроцессорных систем, отвечающих за управление трансмиссией, системами безопасности и развлекательным оборудованием.
В ожидании перемен
«Со всеми этими моментами вы уже могли познакомиться в опубликованных ранее научных статьях и на отраслевых конференциях, — отметил главный аналитик компании Telematics Research Group Эгил Юлиуссен. — Автомобилестроители продолжают думать об этом. И надеюсь, что в ближайшие пять-десять лет мы станем непосредственными свидетелями соответствующих перемен».
По данным японского агентства новостей Yomiuri Shimbun, примерно в такие сроки десять японских автоконцернов, в число которых входят компании Toyota, Honda и Nissan, рассчитывают создать общую операционную систему для автомобильной электроники.
В сообщении агентства говорится, что японское министерство экономики, торговли и промышленности намерено поручить проектирование новой операционной системы группе стандартизации Japan Automotive Software Platform and Architecture (JasPar), в работе которой принимают участие представители производителей автозапчастей и электроники, в том числе таких компаний, как Denso и Toshiba. На финансирование проекта в 2008 году министерство планирует выделить около 8,5 млн. долл.
Аналитики Telematics Research Group утверждают, что в среднестатистическом автомобиле сегодня установлено порядка 70 микропроцессоров.
По мнению Юлиуссена, очень хорошо, что японские автомобилестроители решили наконец перейти на единую операционную систему, потому что сегодня фактически при каждой смене микропроцессора им приходится заново изобретать колесо.
«Как и всем прочим представителям ИТ-отрасли, создателям автомобилей хочется ограничиться использованием одной-двух платформ», — подчеркнул он.
Независимый план Toyota
В июне японский журнал Nikkei Electronics Asia опубликовал информацию о том, что специалисты Toyota и центра встроенных компьютерных систем Университета Нагойи разработали для автомобильных терминалов ОС, поддерживающую работу систем навигации, телематических систем и оказывающую помощь в вождении. Новая ОС предназначена для автомобильных информационных систем и непосредственно связана с ОС, координирующей действия систем управления автомобилем. Обе ОС совместно используют общие микропроцессорные ресурсы.
В перспективе терминалы будут работать под управлением единого многоядерного процессора. В дальнейшем через JasPar планируется осуществлять передачу новой операционной системы и другим производителям.
Хотя проект по созданию новой ОС для японских автомобилестроителей и проект, реализуемый компанией Toyota совместно со специалистами Университета Нагойи, выглядят весьма похожими, о возможности перерастания одного из них в другой ничего пока не говорится. Совместный проект Toyota и Университета Нагойи планируется завершить к 2010 году, в то время как альянс намерен выпустить прототип в 2009 году, а затем безотлагательно выйти на рынок с готовым продуктом.
«Вавилон на колесах»
Сегодня существует немало операционных систем, работающих в режиме реального времени. Наиболее известная в автомобильной отрасли система OSEK была разработана компанией Bosch. Она соответствует спецификациям встроенных операционных систем, поддерживает телекоммуникационный стек и протокол сетевого управления для встроенных автомобильных систем.
«В Европе OSEK уже получила признание, — отметил Юлиуссен. — Возможно, какие-то ее аспекты требуют модернизации, но в целом отказываться от нее представляется неразумным».
Европейские автомобилестроители, помогавшие разрабатывать OSEK (в частности, BMW и DaimlerChrysler), сообщили о начале проектирования новой автомобильной ОС. Ее прототип планируется продемонстрировать в следующем году.
На рынке присутствуют и другие операционные системы. В январе в корпорации Microsoft сообщили, что в версии Sync OS, построенной на платформе Windows Auto, появятся средства поддержки беспроводных гарнитур для мобильных телефонов, электронной почты, а также возможность загрузки музыки. Около десятка новых автомобилей Ford, которые планируется представить нынешней осенью, должны работать под управлением новой операционной системой.
Корпорация Toyota в числе прочих также использует платформу Windows Auto в своих навигационных системах и телематических устройствах G-Book, которые устанавливаются в ряде автомобилей. Изменится ли ситуация в данном направлении, после того как японский альянс разработает новую операционную систему, пока неясно.
Кроме того, в мире существуют различные программные модели, например Automotive Open System Architecture (AutoSar) и телекоммуникационные технологии, такие как шина с критическими временными параметрами FlexRay и высокопроизводительная шина MOST, поддерживающие различные функции управления — впрыском топлива, подушками безопасности, усилителем рулевого привода и т. д.
В США компания Wind River поставляет платформу для разработки телематических, информационно-развлекательных, навигационных и развлекательных систем, к которым в первую очередь относится собственная операционная система Wind River VxWorks, работающая в режиме реального времени. Компания Green Hills Software занимается проектированием операционной системы реального времени Intergrity и функционирующего в режиме реального времени микроядра Velosity.