Цель проекта Kaspar, финансируемого ЕС, заключается в использовании роботов для социальной адаптации больных детей
У детей, страдающих аутизмом, появилась возможность приобретать игровые навыки, что, по мнению ученых, должно помочь им в налаживании контактов с окружающими и социальной адаптации. Свое свободное время дети проводят с роботом, размер которого соответствует росту ребенка.
Созданием робота занимался коллектив исследователей школы информатики при Университете Хартфордшира. Сейчас испытания Kaspar проводятся в местных школах специального образования. Проект — составная часть инициативы Interactive Robotic Social Mediators as Companions, финансируемой Евросоюзом. Помимо Великобритании, в ее реализации принимают участие специалисты из Голландии, Италии, Испании и Франции.
Цель проекта Kaspar (Kinesics and Synchronization in Personal Assistant Robotics) заключается в изучении возможностей использования роботов-игрушек в качестве средств для налаживания взаимоотношений между людьми. По словам сотрудника университета Бена Робинса, они должны помочь детям, страдающим аутизмом, поддерживать контакты с другими людьми.
«Человеческие взаимоотношения весьма многогранны, — подчеркнул он. — Здесь присутствует не только сложный вербальный язык, но и язык тела, тонкая жестикуляция. Все это создает немалые проблемы для детей, страдающих аутизмом».
Аутизм характеризуется глубокими нарушениями развития, которые относятся к категории неврологических заболеваний и приводят к серьезным затруднениям при приобретении навыков социального общения и взаимодействия. Нарушения начинают проявляться до достижения ребенком возраста трех лет и характеризуются необычными реакциями, отвлечением внимания и неспособностью к обучению. Впервые заболевание аутизмом было описано в 1943 году детским психиатром, доктором Лео Каннером. С тех пор медики добились больших успехов в определении симптомов этого заболевания и присущих ему нарушений. О причинах же, вызывающих данную болезнь, известно гораздо меньше.
Kaspar выполняет базовые действия человека, улыбаясь и жестикулируя, которые привлекают детей, страдающих аутизмом, своей простотой и предсказуемостью.
«Социальная реакция детей на простые и понятные им игрушки выражена сильнее, чем реакция на людей, — подчеркнул Робинс. — Они гораздо охотнее воспринимают знакомое поведение, которое повторяется из раза в раз».
Робинс и его коллеги верят, что Kaspar поможет навести мосты между устойчивыми и последовательными действиями простой игрушки и потенциально непредсказуемой сферой контактов между людьми и обучения.
В одном из тестов дети, собранные в комнате, на первых порах игнорировали присутствие Робинса, но зато быстро стали играть с роботом, управляемым с помощью беспроводного пульта.
«Когда им стало понятно сходство между ним и мной, их поведение изменилось, — сообщил Робинс. — Они брали меня за руку и подводили к роботу».
В другом тесте исследователь позволил детям управлять роботом самостоятельно. Он брал наклейку с надписью, присутствовавшей на клавиатуре, и показывал, какую кнопку нужно нажать, для того чтобы на лице у Kaspar появилось веселое или печальное выражение. «Дети заставляли робота проделывать действия, которые я затем повторял, — отметил Робинс. — Таким образом, они играли и со мной».
Хотя Kaspar относится к числу роботов-гуманоидов, его механические части не спрятаны от глаз. Их присутствие хорошо заметно, к примеру, между головой и телом. «Мы не хотели, чтобы дети испытывали излишнюю привязанность к машине, — пояснил Робинс. — Очень важно, чтобы они видели, что перед ними робот, и знали, что имеют дело именно с механической игрушкой».
Лицо Kaspar представляет собой маску из силикона и резины. В ее глаза встроены крошечные видеокамеры, а рот способен открываться и воспроизводить улыбку. «Сейчас видеокамера не используется, а в перспективе должна помочь нам собрать более подробную информацию о детях», — заметил Робинс.
Цель инициативы ЕС, на который выделено 3,22 млн. евро, заключается в создании надежного и доступного робота, используя которого в школе и дома, врачи, учителя и родители могли бы помочь детям, страдающим аутизмом или имеющим физические недостатки, приобрести необходимые навыки. В состав коллектива проекта входят специалисты в области робототехники и компьютерных технологий, а также психологи и педагоги.