"Директор информационной службы"
Церен Церенов, длительное время возглавлявший Департамент корпоративного управления и новой экономики Министерства экономического развития и торговли РФ, знаком с ИТ-сектором не понаслышке. Одним из основных направлений работы департамента была реализация федеральной целевой программы "Электронная Россия" в части мероприятий, закрепленных за министерством. В интервью, которое публикуется в сентябрьском выпуске журнала "Директор информационной системы", он, уже в качестве независимого эксперта, поделился своим взглядом на тенденции развития отечественного корпоративного рынка, отметил противоречивый характер государственной поддержки ИТ-сектора, проанализировал процессы консолидации и укрупнения бизнеса, которые, безусловно, необходимо учитывать тем, кто отвечает за совершенствование корпоративного управления, выстраивание бизнес-процессов и информационное обеспечение бизнеса.
-- Как в условиях консолидации бизнеса меняются требования к корпоративному управлению?
Начиная с 2000 года можно отметить тенденцию концентрации собственности. На большинстве предприятий появляется мажоритарный собственник или формируется группа преобладающих акционеров. На это в том числе повлиял период недобросовестных захватов, банкротств и рейдерских атак.
Поэтому, вероятнее всего не следует ожидать дальнейшего процесса реального раскрытия и повышения прозрачности российских компаний. К сожалению, опыт "Юкоса" (с точки зрения корпоративного управления) и осознание того факта, что "белый бизнес" уязвимее для давления со стороны государства, повлияли на действия компаний. Даже те, что выходят на фондовый рынок, скорее декларируют прозрачность, чем реально к ней стремятся.
Думаю, сохранится тенденция вывода прибыли за рубеж и вложения в иностранные -- пусть даже менее доходные по сравнению с отечественными -- проекты. При этом корпоративные долги вряд ли будут уменьшаться. Это своеобразная модель защиты корпораций от захватов, недобросовестных действий представителей госорганов. Модель защиты в условиях нестабильности и атрофированных правил игры. Ведущие специалисты ГУ ВШЭ Андрей Яковлев и Юрий Данилов в своем недавнем исследовании пришли к выводу, что такая модель серьезно повышает риски финансовой нестабильности страны в целом.
Но стоит отметить и положительные тенденции. Они в первую очередь, будут связаны с тенденциями все большего проникновения ИТ. На отечественных предприятиях уровень использования ИТ намного ниже, чем в развитых странах. При этом использование ИТ именно в процессе управления компаниями еще менее глубоко. Но как раз консолидация бизнеса потребует налаживания современного качественного управления. Использование компьютеров не как печатной машинки, а как неотъемлемого механизма управления.
-- Как в подобных условиях выглядят новые требования к информационному обеспечению бизнеса?
Постепенно отмирают традиционные представления о бюджетировании, так как они не вполне отвечают духу времени. Необходимо гибкое, плавающее бюджетирование. Поэтому непременно будет изменяться парадигма систем управления. Приходится управлять большими сетями, которые могут быть разбросаны в разных точках мира. Причем управлять ими нужно из одного или нескольких мест, они должны работать независимо друг от друга и в единой точке собирать и показывать результат. Это большая работа и людей, и машин, и все это необходимо четким образом состыковать. Пока же в России эта тенденция нужной силы не набрала, но понимание новых подходов в управлении постепенно растет.
Должны прийти новые, современные технологии и ИТ-продукты, которые смогут поддержать эту парадигму. К примеру, старые ERP-системы поддерживали "обычное", но не гибкое бюджетирование. Это диктует новые требования к ИТ-продуктам.
Появление нового поколения продуктов станет по-своему революционным шагом. Думаю, будет сделана ставка на свободное программное обеспечение. Соответствующая бизнес-модель будет состоять в оказании услуг по настройке и управлению ИТ-системами, но на основе открытого софта.
-- Насколько высшее руководство компаний в тандеме с ИТ-директорами способно оперативно реагировать на подобные изменения в бизнесе и экономике? Чего им не хватает и что необходимо сделать в первую очередь?
Те компании, где ИТ-директора не включены в бизнес-процессы и не выстраивают эти бизнес-процессы сами, скорее всего, обречены. Это модель 90-х годов, когда ИТ-директоры считались теми же завхозами, их полномочия не уходили намного дальше закупки партии компьютеров.
Сегодня компьютеры стали важнейшим инструментом управления, они встроены в единую цепочку управления бизнесом. Но в этом случае ИТ-директор уже не может заниматься хозяйственной деятельностью. Он должен заниматься управлением. Он теперь не ИТ-директор, а главный менеджер, ответственный за выстраивание бизнес-процессов. На его месте должен быть грамотный управленец, строящий бизнес-процессы, в которых компьютеры участвуют наравне с людьми. Многие термины, например, аграрного или индустриального века, уходили из нашей жизни. Точно также из обихода уйдет и понятие ИТ-директора в сегодняшнем его понимании.
Кстати, эта тенденция справедлива для всего ИТ-сектора. В настоящее время он в большой степени ориентирован на государственные поставки; государство своими обещаниями еще более поддерживает этот интерес. Налицо "развращенность" ИТ-компаний, которые привыкли получать легкую прибыль, куда проще продавать государству "железо", чем осуществлять проекты по повышению качества управления за счет внедрения ИТ, а государство, со своей стороны, и не особенно требует этого. Эта ситуация напоминает мне ситуацию до 1998 года, когда банки с удовольствием играли с государством в ГКО, но абсолютно не обращали внимания на реального клиента, которому был необходим истинно банковский продукт -- кредит. Говорили даже, что банкам не интересно работать с клиентами, что они не умеют работать с широкой клиентурой. Но, как оказалось, все встает на круги своя.