В июне Google купила компанию GrandCentral Communications, предлагающую клиентам службу голосовых сообщений с единым телефонным номером. В апреле Google подписала партнерское соглашение с поставщиком услуг спутникового телевидения Dish Network. Соглашение предусматривает продажу Dish Network рекламных услуг и формирование коллектива разработчиков, на которую возложена задача переноса средств Google на телевизионные технологии.
Приобретение YouTube, договор стоимостью в 1 млрд. долл. о покупке поставщика радиорекламы dMarc Broadcasting, презентация набора инструментальных средств делового назначения Google Apps, а также утверждение восемь месяцев тому назад программы по продаже рекламы в газетах - вот лишь несколько примеров того, насколько разнообразной и непредсказуемой становится бизнес-модель Google.
"Не думаю, чтобы они себя в чем-то ограничивали, особенно если есть ощущение, что в той или иной области можно заработать на рекламе", - отметил главный редактор издания Search Engine Land Дэнни Салливан.
quot;Google необходимо расширять традиционные для нее рамки деятельности, потому что рынок рекламы поисковых механизмов теряет свою привлекательность по сравнению с видеорекламой, - считает ведущий аналитик IDC Карстен Вайде. - Хотя в секторе поисковых механизмов вращается очень много денег, еще больше финансовых средств циркулирует на рынке видеорекламы. Откровенно говоря, поисковые механизмы для инвесторов уже не столь интересны, как видеореклама. И этот вопрос для Google имеет стратегическое значение, потому что 99% своих доходов компания получает от рекламы, встроенной в поисковые механизмы".
И что же дальше? Нетрудно предположить, что у создателей блокбастеров вскоре появится новый мощный конкурент.
"Одним из вероятных направлений дальнейшего развития бизнеса является сдача в аренду и продажа видеоинформации (в первую очередь речь здесь идет о телевизионных шоу, но в последующем к ним добавятся и фильмы, - отметил Вайде. - Можно с большой выгодой для себя сдавать в аренду видео, претендующее на роль блокбастера".
Компания YouTube вывела Google на видеорынок, однако рекламные возможности этого сайта ограничены, потому что крупные рекламодатели не хотят ассоциировать себя с YouTube и украденными видеофрагментами. Чтобы эта схема работала, корпорации необходимо подписать дистрибьюторское соглашение с известными именами: Viacom, NBC и Walt Disney, но руководство этих компаний уже давно "точит зуб" на Google из-за бесцеремонного обращения с материалами, которые защищены законом об авторских правах.
"Мы уверены, что в долгосрочной перспективе эффективность распространения любительского домашнего видео пойдет на спад", - подчеркнул Вайде.
"Исследователи из Google изучают целевые аудитории для рекламы, используя микрофон ПК, чтобы 'прослушать' то, что делается у них дома, - сообщил Салливан. - В целом, Google стремится проникнуть во все области вашей жизни, особенно если это помогает продавать рекламу".
"Разработчики корпорации стремятся предоставить людям как можно больше возможностей, - пояснила Сюзан Олдрич из Patricia Seybold Group. - Для того чтобы найти нечто интересное для себя, им достаточно просто зайти на сайт Google. Представители компании изыскивают все новые способы заставить нас проводить с ними больше времени. ... Вступив на этот путь, они отводят себе роль по меньшей мере вашего спутника, причем весьма полезного спутника.
Компьютерная безопасность - вполне естественная область дальнейшей экспансии Google, потому что, обладая одними из самых крупных в мире компьютерных систем, корпорация просто обязана быть лучше других в вопросах безопасности. Помимо Postini в мае Google купила компанию GreenBorder Technologies вместе с принадлежащими ей программными средствами обеспечения безопасности браузера".
Так есть ли в мире бизнес, еще не охваченный Google? Наверное, в обозримом будущем вам вряд ли удастся покататься на автомобиле, выпущенном Google, но это вовсе не значит, что на шоссе вы не увидите других продуктов компании.
"Об автомобилестроении говорить еще слишком рано, однако вполне возможно, что Google предложит потребителям радио или устройства GPS, - заметил Салливан. - Корпорация своей щедрой рукой уже выделила более 10 млн. долл. на ускорение реализации проекта создания гибридного автомобиля. Двух основателей компании очень волнуют вопросы защиты окружающей среды. Возможно, Google еще предстоит столкнуться с трудностями, обусловленными тем, что основатели компании захотят сделать нечто, не отвечающее ее интересам. И менеджерам придется искать способы отделения запросов двух учредителей от генеральной линии".
Один из проектов Google, который обещает принести человечеству немалую пользу, заключается в том, чтобы отсканировать все напечатанные когда-либо книги и интегрировать их в свои поисковые механизмы. Проект вызывает немало вопросов в отношении авторских прав, однако Олдрич надеется, что это не помешает Google предоставить людям электронный доступ к весьма ценной информации.
Со своей стороны Олдрич предложила реализовать "сентиментальный" проект: взять все письма, которые переселенцы писали друг другу - со времен пилигримов до момента, когда на смену почте пришел телефон - и разместить их на сетевых ресурсах. Сегодня эти письма припрятаны на бабушкиных чердаках, и в отличие от книг широкая общественность не может получить к ним доступ.
"Для историков первоисточники имеют невероятную ценность, - подчеркнула Олдрич. - В этом смысле они даже важнее, чем книги, опубликованные на электронных ресурсах. Принесет ли это больше денег? А сколько денег можно выручить от публикации электронных версий книг?"