Санкт-петербургская компания «Транзас» готова к выходу на мировой рынок тренажеров для летательных аппаратов
Компания «Транзас» представила в Санкт-Петербурге первый собственный тренажер с системой подвижности, предназначенный для летательных аппаратов. С новым для себя типом тренажеров компания выходит на рынок, емкость которого исчисляется сотнями миллионов долларов.
Группа «Транзас» уже занимает 35% мирового рынка тренажеров для морских и береговых систем. По словам представителей компании, в отличие от основных зарубежных конкурентов в своих разработках она делает упор на информационные технологии, а не на «механику». Поэтому достигает большей реалистичности имитации управления судном. Это преимущество «Транзас» планирует использовать и на новом для себя рынке.
Новый тренажер создан по заказу «Газпромавиа», дочерней структуры АО «Газпром», и предназначен для вертолетов Ми-8МТВ. Это авиапредприятие в сотрудничестве с «Транзасом» планирует построить к концу 2007 года самый крупный в Европе специализированный вертолетный учебно-тренажерный центр для гражданской авиации. Он появится в Московской области на территории аэропорта «Остафьево». В создаваемом центре планируется установить четыре тренажера компании «Транзас», на которых будут тренироваться пилоты не только «Газпромавиа», но и других авиакомпаний.
Образец для тиражирования
Информация об объеме инвестиций в разработку и строительство тренажера, а также о вложениях каждой из сторон не раскрывается. Известно лишь то, что стоимость тренажеров такого же уровня для зарубежных вертолетов составляет от 12 до 20 млн. долл.
По словам президента группы компаний «Транзас» Николая Лебедева, общие инвестиции в разработку тренажеров для летательных аппаратов, которая ведется в течение нескольких лет, оцениваются в десятки миллионов долларов. Только на зарплату сотрудников подразделения, ответственного за данное направление, компания тратит около 1 млн. долл. в год.
Завершение строительства тренажера для Ми-8МТВ — важное событие для «Транзаса». Теперь имеется не только готовое решение, которое можно демонстрировать потенциальным заказчикам, но и технологическая база для разработки учебных комплексов для других летательных аппаратов.
Руководители «Транзаса» уверены, что на основе уже созданных технологий можно достаточно быстро и с прогнозируемым успехом разрабатывать тренажерные комплексы для любых типов самолетов и вертолетов.
Работы над созданием тренажеров для самолетов Airbus уже ведутся. Кроме того, «Транзас» участвовал в тендере, который предполагал строительство учебного центра для самолетов Boeing. Победителем не стал, но получил необходимую техническую документацию.
Российские авиакомпании, за редким исключением, современные тренажеры в последние 15 лет не закупали, хотя их использование позволяет существенно повысить безопасность полетов. Более 40% крушений вертолетов и самолетов произошло из-за ошибок пилотов, на обучении которых экономили авиакомпании.
Лебедев надеется, что ситуация изменится. Однако для «Транзаса», партнерская сеть которого охватывает более 100 стран, российский рынок является лишь частью мирового.
По проложенному пути
Во всем мире авиакомпании и учебные центры ежегодно тратят на приобретение тренажеров сотни миллионов долларов. Это касается только гражданской авиации. Емкость мирового рынка тренажеров для военных летательных аппаратов даже примерно определить невозможно, но, вероятно, она не меньше. Лебедев считает, что «Транзас» может заработать на оборонных заказах не только развивающихся стран, но и стран НАТО. Успешный опыт сотрудничества с Германией по морским тренажерам для военных судов уже есть. Однако в этом сегменте очень многое зависит от большой политики.
Тренажеры для вертолетов и самолетов «Транзас» сначала будет предлагать примерно на 30% дешевле, чем у основных конкурентов. Это обычная практика компании при выходе на новый рынок, то же самое делали, когда создали первые морские тренажеры. Однако потом цены выровняли. В Китае, например, тренажеры компании стоят сейчас в 1,5-2 раза меньше, чем у некоторых конкурентов, при этом она занимает 70% местного рынка.
Виталий Брахнов, заместитель начальника летного комплекса, начальник отдела организации летной эксплуатации «Газпромавиа», считает, что тренажер «Транзаса» лучше тех, которые он испытывал за рубежом. Например, в Нью-Йорке в тренажерном комплексе двигался экран, что было заметно. Кроме того, для его компании важно, что «Транзас» смоделировал практически все ситуации, которые могут возникнуть в реальных условиях. В том числе и аварийные.
Тряска и другие прелести
В тренажере для Ми-8МТВ используется шестистепенная электромеханическая система имитации акселерационных эффектов. Она обеспечивает у обучаемого пилота ощущение постоянного «фонового» движения кабины в процессе полета, угловых и линейных ускорений и перемещений по шести степеням свободы, характерных для воздушного судна при движении по земле и в воздухе. В тренажере с высокой степенью достоверности воспроизводятся тряска, толчки и эффекты внешних воздействий.
Для данного типа тренажера компанией «Транзас» разработан экран сферического типа, который позволяет обеспечивать обзор из кабины тренажера в нижнюю полусферу для отработки задач посадки на малоразмерные площадки (буровая платформа, морское судно и т. п.), в том числе и в горной местности. Проекционная система отображения визуализации обеспечивает на тренажере углы поля зрения 220° по горизонтали и 75° — по вертикали.
Имеющаяся система подвижности позволяет провести обучение на предмет «авиаиллюзий», зачастую приводящих к крушениям и до сих пор изучавшихся лишь в теории. Без системы подвижности вертолетные тренажеры «Транзас» уже выпускал и поставил их двум российским заказчикам. Однако их класс ниже.
Рабочее место инструктора позволяет контролировать все этапы работы экипажа на тренажере, создавать и редактировать упражнения, вводить и снимать отказы, проводить с экипажем предполетный и послеполетный разбор, документировать полет и результаты работы экипажа на тренажере.
В качестве опции на рабочем месте инструктора реализована возможность психофизиологической оценки состояния экипажа при проведении тренажа.
Благодаря тренажеру, разработанному для «Газпромавиа», пилоты могут приобрести опыт управления вертолетом в различных условиях полета: днем или ночью, в сумерках или на рассвете, в городе, на море или в горах, при ветре, снеге, дожде и тумане. Кроме того, на нем можно отрабатывать упражнения, реализация которых на настоящих вертолетах либо невозможна, либо связана с высоким риском для жизни, — например, в режиме самовращения несущего винта при отказе двух двигателей, самопроизвольном левом вращении, пожарах, отказах систем.